![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема валидности и надежности психологического эксперимента.
В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему. В качестве элементов системы исследования можно выделить: объект (S), предмет (y), метод (М), условия (иначе - среда Е) и результат (R — поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа. Отношения элементов системы психологического исследования образуют структуру системы. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру его системы. Они являются реализацией основного методологического принципа - принципа инвариантности результата… Основные онтологические принципы исследования: 1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования. 2. Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования. 3. Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом. 4. Принцип стандартизации условий: соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. … Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования 5. Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями. … принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует. Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент…: 1. Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи. 2. Объект является источником фактов. 3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования. 4. Условия (среда) является источником артефактов. 5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным. Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов: 1) принцип регистрации фактов; 2) принцип планирования факторов; 3) принцип контроля дефектов; 4) принцип элиминации артефактов; 5) принцип контроля результата.
Р. Готтсданкер: Внутренняя валидность. - оценка плана эксперимента, отражающая степень " очищенности" отношения между НП и ЗП от побочных явлений. Внешняя валидность: 1) одинаковый уровень обеих переменных; (экс-ты, дублирующие реальный мир) 2) степень представленности реальной ситуации в Н и ЗП; (экс-ты, улучшающие реальный мир); 3) степень репрезентативности выборки всей популяции; (эксперименты с межгрупповым сравнением); 4) операциональность экспериментального решения; (лабораторные экс-ты)
У Кэмпбелла 4 вида валидности: 1. Внутренняя: достоверность вывода, что А являетя причиной В, а не нечто третье С. 2. Конструктивная: достоверность вывода о том, что эмпирические операции осуществляются с объектами, представленными конструктами А и В, которые исследователь пытался применить для обозначения А и В. 3. Внешняя: достоверность обобщения результатов для различных периодов, различных условий и групп. 4. Валидность статистического вывода: достоверность вывода о статистической связи/различии между А и В.
|