![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие международного бизнесаСтр 1 из 14Следующая ⇒
Тема 1. Международный бизнес и международный менеджмент Вопросы лекции 1. Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты 2. Сущность и характеристика международного менеджмента Введение Центральная проблема первой главы учебника – выявление существа двух базисных для настоящей книги категорий: «международный бизнес» и «международный менеджмент». Внешне это выглядит совершенно естественно: коль скоро речь идет об управлении, то нет ничего более очевидного, нежели рассмотреть сущность управляемой системы, которая и задает основные требования к управляющей системе. Но эти естественность и очевидность сразу ставятся под вопрос одним простым фактом: какой бы из известных учебников по управлению мы ни взяли, ни в одном из них нет какой-то специальной главы или раздела, где анализировались бы достаточно подробно сущностные и формальные характеристики бизнеса как такового – считается само собой разумеющимся, что подготовленный читатель знает, о чем идет речь. Почему же должен меняться этот подход применительно к международному бизнесу? На наш взгляд, корень проблемы лежит как раз во внутренней, внешне не столь очевидной конструкции, а именно: имеет ли вообще серьезное право на существование сама категория «международный менеджмент» или же здесь вполне годится обычная, то есть страновая (национальная), модель менеджмента? Ответ на этот вопрос типа: «Ведь есть же этот курс в сотнях вузов за рубежом; по нему написаны десятки книг!» вряд ли можно признать убедительным аргументом для серьезного исследователя или практика-управленца. А единственный способ сделать ответ убедительным – это идти от понимания специфики именно управляемой системы, то есть от международного бизнеса. И если удастся показать, что есть достаточно существенные различия национального и международного бизнеса, то тогда (и только тогда) можно говорить о неполной применимости национальной модели менеджмента к международному бизнесу и соответственно о необходимости появления новой категории, определенной как международный менеджмент, изучать ее специфику и т.д. Собственно, именно эту проблему и решает первая глава учебника, задавая своего рода идеологию и теоретическую базу всему остальному материалу книги.
1. Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты Понятие международного бизнеса На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться: 1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановый, имеет главной своей целью извлечение прибыли. 2. Несмотря на то что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой – некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные – в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации). Иными словами, международный бизнес – это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах. Все вышесказанное относится к бизнесу как таковому, но необходим ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость выхода фирмы за границы собственной страны? 3. Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран – третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это – ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового. Действительно, ведь собственно решение о начале международных операций и есть (пусть даже чисто формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из странового в международный (мы в данном случае не касаемся вопроса о том, насколько «международность» охватит все или только отдельные стороны фирменного менеджмента). Таким образом, уже в этой исходной точке видно диалектическое единство двух категорий, анализ которых и является предметом исследования в настоящей главе.
|