Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки развития международного бизнеса






Робинсон справедливо отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торгов­лей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла разви­тие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI-XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, много­кратно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекав­шим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточ­но большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса – от инвестиционного и страхово­го (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). Нет нужды говорить и о том мощном толчке, который получила промышленность европейских стран: от судо­строения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны. Здесь уместно отметить еще один важный момент, правда, несколько выходящий за рамки коммерческой эры.

Вообще говоря, любой вид внутристранового бизнеса так или иначе соприка­сается с государственной властью, ее органами и установлениями – это естествен­но. Идет ли речь о регистрации нового бизнеса, налогах, лицензиях – бизнес так или иначе взаимодействует с государством и его интересами. Однако принципи­альное отличие международного бизнеса в этом смысле достаточно очевидно и заключается оно в двух главных обстоятельствах.

Первое – то жесткое влияние, которое оказывают взаимоотношения стран на возможность и эффективность ведения бизнеса между их фирмами. Эра коммерции дает в этом смысле совершенно уникальные примеры: достаточно вспомнить абсолютную самоизоляцию Японии, начало которой относится примерно к сере­дине XVII в., или пусть не такие крайние, но достаточно показательныев этомсмысле запреты и ограничения на работу иностранных купцов в России в допет­ровские времена.

Другое, еще более важное обстоятельство – поддержка, которую правитель­ство страны оказывает собственным предпринимателям в их зарубежной дея­тельности. Мы будем неоднократно возвращаться к этому вопросу на протяже­нии всей книги – настолькоон важен для деятельности международного менеджера – но в рамках настоящего раздела отметим только неполное согласие с позицией Робинсона: если суверенность и независимость бизнеса в его зарубеж­ных операциях – характерная черта коммерческой эры, то тем не менее уже в эти годы было положено начало и даны первые образцы серьезной политической и экономической поддержки властью зарубежных операций собственного бизнеса (достаточно вспомнить политику Англии в XVI-XVII вв.). Естественно, что тем самым власть решала и собственные международные проблемы, хотя бы отчасти. А «зародышевый вариант» такого рода политики дал вполне зрелые плоды в но­вейшее время, к чему мы обратимся в последующих главах.

Значение эры коммерции для международного менеджмента.

Суммируя все отмеченное выше, можно сказать, что эра коммерции впервые высветила и поставила перед предпринимателями развитых европей­ских государств следующие ключевые вопросы международного менеджмента (как системы управления международным биз­несом):

• есть ли экономический смысл переносить предпринимательскую актив­ность и риски из внутристрановой среды за рубежи государства и могут ли соответствующие выгоды и/или потери быть оценены заранее?

• от каких основных факторов реально зависит принятие такого рода реше­ний?

• насколько свободен бизнес в своих решениях и действиях от политики сво­его государства, может ли он рассчитывать на его поддержку (или должен учитывать противодействие)?

• что следует учитывать, предвидеть и предпринимать, ведя деловые опера­ции на «чужой территории», в интересах обеспечения долговременной при­быльности этих операций и безопасности их ведения? [2]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал