Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы международного менеджмента






С развитием и углублением взаимосвязей и взаимозависимостей между странами, усилением международного характера хозяйственной деятельности в значительной степени связаны и современные тенденции мирового менеджмента. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой экономике, стремительным ростом роли транснациональных корпораций в мировой экономике, развитием международного предпринимательства развивалась и интернационализация управления. Это вызвало много новых вопросов в управленческой теории и практике. Важнейшие из них:

§ что общего и отличного в управлении в разных странах,

§ какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран,

§ как наилучшим образом выполнить функции управления во внешнеэкономической деятельности,

§ в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении,

§ насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов,

§ как иностранцам быстрее приспособиться к национальным особенностям среды,

§ как максимально использовать мировые ресурсы и преимущества международного взаимодействия для достижения максимального эффекта своей деятельности.

Это исключительно новые вопросы, которые поставила перед управленцами реальная практика в конце XX века, в эпоху глобализации, и решить которые можно лишь при условии формирования качественно новой системы управления адекватной требованиям глобальной эффективности бизнеса, – системы международного менеджмента.

Сфера международного менеджмента является достаточно широкой, и в современных условиях она полностью подчинена определяющим тенденциям функционирования транснационального производства и капитала, сложившихся в мировой практике. Именно капитал во всех его формах становится системообразующим фактором управления (особенно его международного характера). Поскольку капитал и научно-технический прогресс интернациональные, а национальные или региональные хозяйственные комплексы более или менее обособленные, это приводит к противоречиям и диспропорциям в принятии управленческих решений, что вызывает переход к новому качеству управления. Закономерность этого процесса очевидна, поскольку она непосредственно связана с использованием сравнительных преимуществ отдельных стран посредством глобального (международного) управления.

Международный менеджмент – это процесс применения управленческих концепций и инструментов в многокультурной среде и получения благодаря этому дополнительных преимуществ и экономии времени

Можно дать сле­дующее определение международного менеджмента: Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главны­ми целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, со­циальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Как и всякая дефиниция, относящаяся к столь сложной категории, данное оп­ределение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача – под­черкнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его глав­ную видовую особенность – использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

Теоретическую базу международного менеджмента составляют положения концепций абсолютных преимуществ, относительных преимуществ, международного жизненного цикла продукта и прямых иностранных инвестиций

1. Концепция абсолютных преимуществ, основателем которой является А. Смит, утверждает, что одни страны могут продавать товары эффективнее, чем другие, благодаря природным преимуществам – климату, качеству земли, наличию природных ресурсов и т.п. Страны экспортируют те товары, в производстве которых они имеют абсолютные преимущества, и импортируют те, в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам.

2. Концепция относительных преимуществ, основателем которой является Д. Рикардо, утверждает, что общий объем производства может быть увеличен благодаря внешней торговле даже в том случае, если одна страна не имеет абсолютных преимуществ в производстве и никакой продукции. Теория относительных преимуществ справедлива в отношении любого количества товаров и любого количества стран, а также для анализа между отдельными районами, областями, республиками одной государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от сопоставления уровней затрат, существующих в каждой из стран, со среднемировыми.

3. Концепция международного жизненного цикла товара (МЖЦТ) (Product life cycle, PLC), разработанная американским экономистом Р. Верноном, утверждает, что каждый продукт проходит цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и спад), и его производство перемещается в международном плане в зависимости от этапа цикла. Эти четыре этапа является неким континуумом, они не оторваны полностью друг от друга протяжении жизненного цикла товара его производство стремится к большей капиталоемкости и перемещается в другие страны.

4. Прямые иностранные инвестиции (foreign direct investment, FDI) – приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) на предприятии – резиденту другой страны (предприятии с прямыми иностранными инвестициями). К прямым иностранным инвестициям относятся, как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие операции между инвестором и предприятием, в которое был вложен капитал. Международное перемещение капитала приводит к росту совокупного мирового производства за счет эффективного перераспределения и использования факторов производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал