Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление эффективностью деятельности⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Не нужны длительные доказательства того непреложного факта, что успех, достижение и рациональная оценка деятельности работника играют при управлении эффективностью деятельности организации первостепенную роль для любой страны Европы или Северной Америки. Но если обратиться к регионам Ближнего и Среднего Востока, к Индии, Китаю или даже Японии, то картина становится существенно иной, поскольку роль личного достижения и личного успеха как мощных мотиваторов эффективной работы здесь несравненно меньше. Мы в данном случае не рассматриваем вопрос более глубоко: если, например, говорить об индийском культурном стереотипе, то там гораздо большую роль играет то, что можно определить как внутреннее достижение, или самосовершенствование личности; в японской культуре место личного достижения куда более скромно, нежели участие работника в достижении успеха группы. Ясно одно: если бы международный менеджер попытался одним и тем же инструментарием работать в разных культурных условиях, он в ряде случаев получил бы результаты, весьма далекие от эффективных. 6. Международный менеджмент и сравнительный менеджмент Основные особенности международного менеджмента так или иначе лежат в сфере учета и использования в управлении национальными и мультинациональными коллективами всего того, что дает культура в самом широком значении этой категории. Это, в свою очередь, означает, что всестороннее изучение феномена культуры в сравнительном контексте, анализ и оценка возможностей и ограничений, которые несут в себе культурные константы, – абсолютное условие успешности международного менеджмента. Иными словами, все то, чем занимается сравнительный менеджмент, следует считать методологической базой международного менеджмента. В этом смысле любой человек, изучающий международный менеджмент, должен параллельно (и даже с известным опережением) овладевать основами сравнительного менеджмента, то есть быть в достаточной мере знакомым с методологией вопроса. Такова в основныхчертах характеристика категории «международный менеджмент» с точки зрения ее единственного принципиального отличия от национального менеджмента – необходимости существенного учета культурной составляющей. Следует обратиться к тем структурным элементам международного менеджмента, которые можно считать особенностями, но не принципиальными отличиями от национальной модели. Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес, сосредоточивается в трех основных направлениях: 1) поиск и освоение новых рынков; 2) поиск и использование эффективных ресурсов; 3) использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках данной страновой и/или межстрановой правовой среды. С другой стороны, есть своего рода переменные, которые опосредуют этот целевой список: • уровень экономического развития отдельных стран; • культурное сходство (различие) страны базирования и стран пребывания; • природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.); • характеристики страновой демографии (население, его размещение по территории, уровень урбанизации, культуры и т. д.). Особенности международного бизнеса и менеджмента по сравнению с национальным определяют его цель и основные задачи. Общая цель международного менеджмента – дать основополагающее представление о формальных организации, представляющие крупный международный бизнес, их внутреннее строение и функциональные взаимосвязи и об эффективности управления ими Основные задачи международного менеджмента: 1. Комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды международного бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных преимуществ фирмы 2. Углубленный анализ и оценка культурного фонда в каждой стране пребывания и использования его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функциям развития фирмы как в данной стране, так и в целом мире. 3. Оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем чтобы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей страны пребывания. 4. Формирование и развитие мультинационального коллектива фирмы и ее подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможна ностей отдельных коллективов и национальных эффектов от их взаимодействия внутри фирмы. 5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей бизнес-сервиса, прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций При этом необходимо учитывать пять основных требований к выполнению следующих задач: 1. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Иными словами, в рамках корпорации не должны иметь место внутренняя противоречивость, противоречивыми весть между подразделениями корпорации. 2. В международной деятельности не должно быть внешней противоречивости, что обеспечивается в двух направлениях: относительно решений, регулирующих деятельность международной компании в пределах данной страны и по с внешней среды международной компании. 3. Ориентация на оценку тенденций развития ситуаций международного бизнеса корпорации, в т.ч. в стране базирования головной компании, в странах функционирования ее зарубежных филиалов, на мировых рынках. Другими и словами, задача международной компании должны разрабатываться и выполняться в ситуационной форме. Это обеспечивает данной компании адаптивность к условиям международного бизнеса постоянно меняются. 4. Особое внимание необходимо уделить оценке конъюнктуры, которая складывается на рынке. Колебания влияют на особенности формирования системы развития персонала, принципы материально-технического обеспечения я, методы ценообразования. 5. Международная корпорация для успешного решения задач международного менеджмента должна иметь две важные системы: во-первых, сбалансированную систему показателей, во-вторых, систему стандартов. Каждая международная корпорация формирует свою систему стандартов, в основе которой лежит миссия международного бизнеса, выражает глобальные задачи корпорации. Заключение Что же реально выносит для своей практической работы международный менеджер, освоив материал данной темы? Ответ на этот вопрос может быть сведен к следующим основным тезисам: 1. Он должен понять специфику того, чем ему предстоит управлять, то есть собственно международного бизнеса и, отталкиваясь от этого, определять глубину вовлечения своей фирмы в международный бизнес, оптимальную для данного уровня развития фирмы. 2. Он получает возможность более профессионально рассмотреть возможности фирмы с точки зрения глобализации бизнеса, то есть стратегически определить, насколько, например, технологическая глобализация может помочь эффективному вхождению в международный бизнес. 3. Он должен стать убежденным и активным сторонником культурологического подхода, то есть глубокого изучения культурного фактора (фона) в интересах роста эффективности управления международным бизнесом. 4. Он получает исключительно важную возможность приобрести действительно профессиональный взгляд на соотношение глобального и локального оптимумов в деятельности международной фирмы. 5. Он может разумно и рационально использовать свою национальную модель менеджмента, адаптируя ее к особенностям международного бизнеса. 6. Наконец, он грамотно ставит те базовые задачи, которые должен системно решать международный менеджер в процессе работы.
Контрольные вопросы 1. В чем сущность международного бизнеса и каковы базовые черты этой экономической категории? 2. Каковы основные элементы, структуры Робинсона? 3. Национальная и мультинациональная модели бизнеса: в чем их сходство и различия? 4. В чем состоят характерные черты глобализации бизнеса? 5. В чем заключаются родовые черты международного бизнеса как экономической категории? 6. Каковы сущность и структура международного менеджмента? 7. Каково соотношение страновой (национальной) и международной моделей менеджмента? 8. Каковы основные функциональные задачи международного менеджмента?
[1] См.: S.Ronen. Comparative and Multinational Management. John Wiley & Sons, 1986. [2] Тот факт, что на заре «коммерческой эры» эти операции были просто грабежом беззащитных туземцев и лишь много позже эти процессы приобрели хоть какие-то черты нормального бизнеса, ничего не меняет в сути вопроса. Государство решает и свои проблемы за счет международного бизнеса. [3] S.Ronen. Comparative and Multinational Management. John Wiley & Sons, 1986. [4] Термином «экспат» в деловой практике определяют лицо, работающее по контракту в другой стране (в стране пребывания фирмы). [5] Портер7М. Международная конкуренция. Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. [6] Введена С. Роненом в развитии идеи Р.Робинсона [7] Серван-Шрайбер Ж.-П. Ремесло предпринимателя. Пер. с франц. М.: Экономика, 1994. [8] См., например: S.Ronen. Comparative and Multinational Management. John Wiley & Sons, 1986. Р.29. [9] Никак не умаляя роль науки, следует все же признать «локомотивную» роль практики в современном международном бизнесе. [10] Пилдич М. Как товар приходит к покупателю. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.С.98. [11] См.: Серван-Шрайбер Ж.-П. Ремесло предпринимателя. Пер. с франц. М.: Экономика, 1994.С.189. [12] См.: Серван-Шрайбер Ж.-П. Ремесло предпринимателя. Пер. с франц. М.: Экономика, 1994.С.189. [13] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 1995. [14] S. Ronen. Comparative and Multinational Management. John Wiley & Sons, 1986. P.441. [15] Там же. [16] Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ. М.: Дело Лтд, 1994. [17] См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1995.С.533. [18] Бенвенисте Г. Овладевайте политикой планирования. М.: Прогресс, Юниверс, 1997.С.533.
|