Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты, цель и задачи международного менеджмента
Характерные черты международного менеджмента имеют экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты:
§ Сущность экономического аспекта включает управление процессом международного производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
§ Социально-психологические аспекты характеризующие деятельность определенной группы лиц по организации и руководства усилиями всего персонала компании (система власти, социальная функция – культура, традиции, ценности, обычаи общества).
§ Правовой аспект международного менеджмента отражает структуру государственных и международных политических и экономических институтов, политику, которая ими проводится, и определенное ими законодательство Важнейшее значение имеют п положения торгового права по вопросам создания компании, заключение контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование международного бизнеса, включающий антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства.
§ Организационно-технический аспект международного менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический выбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рацион нальное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения выбранной цели, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту робот.
Существенным отличием международного менеджмента от традиционного (национального) является поиск путей и методов развития международного бизнеса и превращение их в конкурентные преимущества международной компании в ряде стран и в контексте межгосударственных отношений. В конце первого вопроса лекции были выделены основные черты международного бизнеса. На основании такой систематизации может быть составлена сравнительная таблица «страновый бизнес – международный бизнес», которая, в свою очередь, послужит конструктивным механизмом перехода от страновой модели менеджмента к международной (табл. 1). Проведенный в ее рамках итоговый сравнительный анализ позволяет теперь достаточно четко определить и конструктивно рассмотреть категорию «международный менеджмент».
Поскольку имеет место генетическая однородность, то принципиально структура международного менеджмента должна быть схожей со структурой национального (или странового) менеджмента, т.е. включать в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом[13]:
• исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;
• процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);
• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);
• вопросы групповой динамики и руководства;
• вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Это структурное сходство ни в коем случае не должно заслонять того факта, что внутри каждой из структурно схожих частей управления имеют место достаточно важные различия с национальной моделью, и к их рассмотрению целесообразно перейти.
Таблица 1
Характеристика государственного и международного бизнеса и менеджмента
Страновый бизнес
| Международный
бизнес
| Национальная модель управления бизнесом
| Международный
менеджмент
| 1.Цель – извлечение прибыли посредством
использования конкурентных преимуществ в системе «НИОКР – производство – продажи – сервис» в условиях данной страны и ее рынков
| 1. Цель – извлечение прибыли
посредством
использования (в интересах получения конкурентных преимуществ)
возможностей разных стран и регионов и работы на рынках
различных стран и
регионов
| 1. Формирование, удержание и развитие
конкурентных преимуществ в системе «НИОКР – производство – продажи – сервис»
в условиях данной
страны
| 1. Формирование, удержание
и развитие конкурентных преимуществ в системе «НИОКР – производство – продажи – сервис»
на основе использования возможностей разных стран и международного взаимодействия
| Отличие международного менеджмента – широта возможностей –
не является принципиальным
| 2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных,
Политических и социальных возможностей
внутри страны
| 2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей в
ряде стран, а также с использованием межгосударственного взаимодействия
| 2. Поиск средств развития бизнеса и превращение их в конкурентные преимущества фирмы внутри страны
| 2. Поиск средств развития бизнеса и превращение их в конкурентные преимущества фирмы в ряде
стран и в контексте
межгосударственных
взаимоотношений,
| Не наблюдается принципиальных отличий
| 3. Объем, рост и сложность бизнеса варьируется в зависимости от
охвата им разных этапов системы «НИОКР – производство – продажи – сервис» и от диверсификации бизнеса внутри страны
| 3. Объем, рост и сложность международного бизнеса варьируются в зависимости от: числа стран пребывания; глубины вовлечения каждой страны в систему «НИОКР – производство – продажи – сервис» фирмы
| 3.Менеджмент вырабатывает стратегию роста и развития фирмы внутри страны
| 3.Менеджмент вырабатывает стратегию роста и развития с вовлечением многих стран
| Не наблюдается принципиальных отличий
| 4. Бизнес работает во внутристрановой (мононациональной) культурной среде, и национальная культурная составляющая не играет роли в бизнесе
| 4. Международный бизнес работает в разных культурных средах, и его эффективность в большей или меньшей мере зависит от национальной культурной составляющей
| 4. Страновый менеджмент не учитывает культурную среду, поскольку объект управления изначально адаптирован к ней
| 4. Международный менеджмент черпает в учете культурного фактора значительные возможности получения и развития конкурентного преимущества
| Принципиальное отличие международного менеджмента – возможность эффективного использования «культурного фактора» практически в любой сфере управления. Реальные уровни конкурентного преимущества такого рода зависят от степени различий культур стран базирования и стран пребывания
| 5.Бизнес имеет возможность использовать все лучшее внутри страны: ограничение возможностей возможностями страны
| 5. Международный бизнес имеет возможность использовать мировую глобализацию: не ограниченные страновыми границами возможности
| 5. Менеджмент ищет и использует конкурентные преимущества в рамках страны и ограничен ее уровнем развития
| 5. Международный менеджмент ищет и использует конкурентные преимущества через глобализацию («всемирный бизнес-сервис»)
| Принципиально важен тот факт, что бизнес-менеджмент, став международным, преодолевает ограничения уровня развития страны
| 6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний
| 6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний
| 6. Управление бизнесом как система управления знаниями
| 6. Управление бизнесом как система управления знаниями в международном масштабе
| Не наблюдается принципиальных отличий
|
|