Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи к экзаменационным билетам
В качестве задач на экзамене по дисциплине «Психологическая служба в образовании» предлагаются кейс-стади. Структура кейса состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части необходимо дать обоснование работы с проблемой: · общая характеристика проблемы; · общая схема методов и приемов работы; · обоснование целей междисциплинарного и межведомственного взаимодействия с другими специалистами в решении профессиональных задач (при необходимости); · ссылка на нормативные акты, к которым обращается специалист по данной проблеме. В практическую часть могут входить: 1. Обоснование методов диагностики заявленной рабочей ситуации, обоснование индивидуально-личностного подхода. 2. Описание системы работы по организации инклюзивного образования для данного ребенка. 3. Уточнение гипотезы проблемы и формулирование плана ее решения. 4. План работы по организации психолого-педагогического сопровождения для данного ребенка. 5. Описание системы психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций): 1) для иллюстрации навыков оказания психологической помощи демонстрируется коррекционное и/или развивающее занятие, а также прилагается комментарий с самоанализом; 2) для иллюстрации навыка консультирования прилагается конспект сеанса консультирования и комментарий с самоанализом. 6. Описание предполагаемых результатов проведенной работы. 7. Описание рекомендаций родителям, педагогам по сопровождению ребенка.
Учитывается умение делать обобщения и выводы, владение специальной терминологией, соблюдение этических стандартов и границ компетентности. Компетентность оценивается по следующим критериям: · правильность постановки целей и задач; · умение интерпретировать полученные материалы, · выделять показатели результативности, · давать рекомендации доступным образом и т. д.
Кейс-стади 1. Разрешение конфликтной ситуации «учитель-ученик» Описание случая. На консультации у педагога-психолога молодой учитель. «… Я первый год работаю в школе. Мне пришлось столкнуться с трудным учеником, который оставался на второй год, в 9 классе ему исполнилось 16 лет. Однажды этот ученик решил устроить мне испытание. Я проводила в этом классе два урока – русский и литературу, и еще заменяла на одном уроке заболевшую учительницу. С первого урока, с первой минуты ученик стал отбивать такт модной мелодии. Я сделала ему замечание. Он продолжал. Ситуация была критической. В классе начались смешки. Урок был под угрозой срыва. Тогда я начала проводить урок по плану. Учащиеся работали, выполняли задания. Саша продолжал стучать. Шли минуты за минутами, я не обращали внимания на ученика, больше не делала ему замечаний. Так продолжалось все три урока. В классе стояла абсолютная тишина, ученики работали как никогда. На следующий урок я с ужасом ожидаю продолжения».
Кейс-стади 2. Разрешение конфликта «классный руководитель-ученик» Описание случая. Про курение забудьте! – категорически приказывает новый классный руководитель десятиклассникам, узнав о том, что некоторые из них курят. – Ого! – басовито отзываются парни. – Если замечу, будет вам «ого», – моментально реагирует наставник. Через несколько дней он устраивает проверку карманов. – А санкция на обыск у вас есть? – спрашивает вдруг один ученик. – Как-нибудь обойдемся без санкции, – парирует классный руководитель. – Некрасиво искать в чужих карманах, – стоит на своем ученик, – и, между прочим, негигиенично. – Выйди из класса! – приказывает наставник. – За что? – спрашивает ученик.
– Выйди, говорю! – повторяет педагог уже раздраженно. – Если вам так хочется, – бросает десятиклассник, покидая класс. – А вы зря его выгнали, – заступается один из учащихся, он не курит, это точно. Я, например, курю, Д. тоже курит, и С., и Н. курят, а он – нет. – Адвокат? – Нет, правда, он не курит, – раздается несколько голосов. – Я его не за курение выгнал, – говорит педагог, – за грубость. Конфликт разбирается в кабинете завуча, который предложил десятикласснику извиниться, но тот наотрез отказался. Кейс-стади 3. Психологический анализ педагогической стратегии. Описание случая. В начале второй четверти учитель предлагает ученикам первого класса: – «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, которые сидят справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Кейс-стади 4. Психологический анализ приема «мужского» воспитания. Описание случая. Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:
Кейс-стади 5. Психолого-педагогическую значимость реплик учителя. Описание случая. Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю. – Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: – Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку… Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.
Кейс-стади 6. Разрешение конфликтной ситуации «родитель-ребенок» Описание случая. На консультации у педагога-психолога шестнадцатилетняя Таня. «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но разве так любят? Вечно подозрения, вопросы – с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь – не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?»
Кейс-стади 7. Разрешение конфликтной ситуации «учитель-ученик» Описание случая. На консультации у педагога-психолога классный руководитель. «Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует мне предпринять?»
Кейс-стади 8. Педагогическое влияние на ребенка родителями. Описание случая. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях? – Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку! 1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь. 2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить. 3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать? 4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!
Кейс-стади 9. Оценка действий и поведения ученика. Описание случая. «Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна, во второй – хулигана, а в третьей – «отпетого», чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней. – Сядь и не вмешивайся не в свое дело.
Кейс-стади 10. Педагогический такт в общении с учащимися. Описание случая. Драматург Виктор Розов в воспоминаниях об учителе писал:
Кейс-стади 11. Затруднительная педагогическая ситуация. Описание случая. К вам, педагогу-психологу, обратилась учительница с просьбой помочь ей разрешить затруднительную педагогическую ситуацию. «Когда я приступила к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда я, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрела на учащегося, который засмеялся, он, смотря мне прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия. Кейс-стади 12. Агрессивное поведение ребенка в детском саду. Описание случая. К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4, 5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он. Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интеллектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было. В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что после летнего отдыха мальчик перешел в данное ДОУ из логопедического детского сада. По словам мамы, в раннем возрасте у него наблюдалась задержка развития речи, что явилось причиной направления его в коррекционное учреждение. Следует заметить, что Ваня очень старался на занятиях с педагогами-дефектологами, мама и папа тоже выполняли все их рекомендации по развитию ребенка. И в результате - резкий скачок в развитии: Ваня быстро достиг уровня возрастной нормы и даже превысил его. В логопедическом саду воспитатели ставили его в пример сверстникам практически во всех видах деятельности. «Он был лучшим» - по словам мамы. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми».
|