Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соч 79 романсов






РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787 – 1851)

Мастер русского романса. Для вокальной лирики характерны элегические образы, романтическая тема изгнания, тоска по родине, мотивы сочувствия к бедным и обездоленным. Один из первых интерпретаторов поэзии А.С.Пушкина в музыке («Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Зимняя дорога» и др.). Вокальное творчество связано с традициями русского городского фольклора, воплощает лучшие черты бытовой песенной лирики своего времени. Автор знаменитого романса «Соловей» (Дельвиг).

Соч.: оперы, в т.ч. «Лунная ночь» или «Домовые», «Аммалат-Бек», оперы-водевили, 150 романсов (4 тома) на сл.Огарёва, Дельвига, Беранже. Записал множество народных песен (татарские, монгольские, узбекские, туркменские). Сборник «Голоса украинских песен» в аранжировке для голоса и ф-но.

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 – 1910)

Русский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. В вокальном творчестве уделял большое внимание народной песне. Соч.: 45 романсов и песен на сл.Кольцова, Лермонтова, Майкова, Пушкина, Толстого, Мея, Аксакова, Фета.

Кольцов – Песня разбойника, Обойми, поцелуй, Мне ли молодцу, Так и рвётся душа, Приди ко мне, Исступление, Песня старика, Я любила его

Лермонтов – Песня Селима, Еврейская мелодия, Отчего, Песня золотой рыбки, Слышу ли голос твой, Сосна, Сон, Песня, Из-под таинственной, холодной полумаски, Утёс

Пушкин – Грузинская песня

Мей – Как наладили, Запевка

Фет – Я пришёл к тебе с приветом, Шёпот, робкое дыханье

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833 – 1887)

Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Явился новатором в области камерно-вокальной лирики. Первым ввёл в романс образы богатырского эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами («Море», «Песнь тёмного леса») ему принадлежат сатирические и юмористические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине трагического чувства, благородству выражения элегию «Для берегов отчизны дальной». Соч.: 16 романсов и песен

Бородин – Спящая княжна, Морская царевна, Фальшивая нота, Песня тёмного леса, Море, Арабская мелодия

Пушкин – Для берегов отчизны дальной

Гейне – Отравой полны мои песни, Из слёз моих

Оперы: «Богатыри» - опера-фарс

«Князь Игорь» - в 4 актах с прологом на собственное либретто по «Слову о полку Игореве» (завершена Глазуновым и Римским-Корсаковым)

БУЛАХОВ Пётр Петрович (1822 – 1885)

Русский композитор, вокальный педагог. Его романсы и песни пользовались популярностью во 2-й пол.19 в. («Тройка», «Вот на пути село большое», «Тихо вечер догорает», «Нет, не тебя так пылко я люблю»). Отец – тенор, 1-ый исполнитель баллады «Чёрная шаль» Верстовского и «Соловья» Алябьева. Пел на сцене Большого театра. Брат – тенор, 1-ый исполнитель партии Князя в «Русалке». Пел в петербургском Большом театре.

ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801 – 1848)

Русский композитор и учитель пения. Мастер романса. Создал около 200 произведений этого жанра (преимущественно на слова русских поэтов), приблизив их к народным истокам – Красный сарафан, Вдоль по улице метелица метёт, На заре ты её не буди, Белеет парус одинокий и др. Выступал как камерный певец-тенор, как гитарист и дирижёр. Ему принадлежит одно из первых методических руководств в области вокальной педагогики: «Полная школа пения». Издавал муз. журнал «Эолова арфа».

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799 – 1862)

Русский композитор, театральный деятель. Творчество связано главным образом с театральными жанрами. Был одним из создателей жанра русской оперы-водевиля. Автор многих вокальных произведений, среди которых выделяются романтические баллады («Чёрная шаль» и др).

Оперы: « Пан Твардовский», «Вадим», «Аскольдова могила», «Тоска по родине», «Громобой», «Чурова долина». Около 30 опер-водевилей – «Бабушкины попугаи», «Театральное сражение» и «Встреча дилижансов» (совместно с Алябьевым) и др.

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 – 1857)

Русский композитор, пианист, певец-тенор. Изучал искусство бельканто. Большое внимание уделял искусству пения (как исполнитель и педагог).

Соч. около 80 произведений для голоса (в основном для тенора).

Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на сл. Н.В.Кукольника – 12 песен. Среди них – Жаворонок, Болеро, Попутная песня, Рыцарский романс, Баркарола, Колыбельная

Пушкин – Не пой, красавица, Заздравный кубок, Я здесь, Инезилья, В крови горит, Ночной зефир, Я помню чудное мгновенье, Признание, Мери, Адель, Где наша роза

Баратынский – Не искушай

Жуковский – Бедный певец, Ночной смотр, Победитель

Лермонтов – Слышу ли голос твой, В минуту жизни трудную

Дельвиг – Ах ты, ночь ли, ноченька, Только узнал я тебя

17 испанских народных напевов

«7 этюдов для контральто» для Н.И.Гедеоновой

«Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса» для баса (О.Петрова)

«Школа пения» для А.Н.Кашперовой

Оперы:

«Жизнь за царя» - на либретто барона Г.Розена по К.Рылееву

«Руслан и Людмила» - либретто В.Широкова и В.Бахтурина по поэме Пушкина

ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович (1854 – 1956)

Русский композитор, ученик Римского-Корсакова. Обрабатывал народные песни, аккомпанировал певцам, исполнявшим его романсы, концертировал как дирижёр и пианист. Сочинил более 100 романсов.

Оперы: « Добрыня Никитич», «Сестра Беатриса», «Женитьба», детские оперы «Ёлочкин сон», «Теремок»

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813 – 1869)

Романсы отличаются глубиной психологического выражения, яркой образностью. Впервые воплотил в музыке тему социального неравенства, обогатил жанры вокальной лирики (драматическая песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник»).

Соч.: 100 романсов

Пушкин Владыко дней моих, Я вас любил, Вертоград, Слеза, Ты и Вы, Не спрашивай, зачем, В крови горит, Ночной зефир, Юноша и дева, Мельник, К друзьям, Восточный романс, Что в имени тебе моём, Ножки, Я здесь, Инезилья

Лермонтов – Тучки небесные, В минуту жизни трудную, И скучно, и грустно, Слышу ли голос твой, Песнь рыбки

Дельвиг – Скрой меня, бурная ночь, Мой суженый, Лилета, Шестнадцать лет, Кудри, Застольная песня

Даргомыжский – Как у нас на улице. Курочкин (из Беранже) - Старый капрал, Червяк

Оперы: «Эсмеральда» - по Гюго, «Русалка» - по Пушкину, «Каменный гость» - маленькая трагедия Пушкина (закончена Кюи и Р-Корсаковым)

КЮИ Цезарь Антонович (1835 – 1916)

Русский композитор, музыкальный критик, инженер-генерал, специалист в области фортификации. В творческом наследии выделяется вокальная лирика на стихи русских поэтов: «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» - на сл. Пушкина и др.

Соч.: свыше 300 романсов, 15 опер Оперы:

« Кавказский пленник», «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», «Анджело», «Пир во время чумы», «Мадемуазель Фифи», «Капитанская дочка», 4 детские оперы – «Снежный богатырь», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и др.

МЕТНЕР Николай Карлович (1879 – 1951)

Русский композитор и пианист. Ощущал себя наследником традиций Бетховена, Шумана, Брамса. Соч.: свыше 100 романсов на стихи русских и немецких поэтов.

Пушкин – ор.3- Я пережил свои желанья, ор.13 – Зимний вечер, ор.29 –Муза, Певец, ор.32 – Эхо, Я вас любил, Мечтателю, ор.36 – Ангел, Цветок, Испанский романс, Ночь, Арион

Гёте – ор.6 – 9 песен, ор.15 – 12 песен (Счастливое плавание), ор.18 – 6 стихотворений

Тютчев – Бабочка, Что ты клонишь над водами, Сумерки

Фет - Только встречу улыбку твою, Шёпот, робкое дыханье

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839 – 1881)

Вок.циклы: «Юные годы» - сл. Грекова, Кольцова, Плещеева, Некрасова, Лермонтова, «Без солнца» - сл. Голенищева-Кутузова Байрона

«Песни и пляски смерти»» - сл. Голенищева-Кутузова

«Детская» - сл. Мусоргского, «Раёк» - муз. пародия для голоса и ф-но на сл.автора

Оперы: «Саламбо» по Флоберу, «Борис Годунов» по Пушкину, «Женитьба», «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, «Хованщина»- на сюжет Стасовао событиях раннего периода царствования Петра I (исполнялась в редакциях Р-Корсакова и Шостаковича)

 

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873 – 1943)

Соч.: 85 романсов

Толстой – Уж ты нива моя, Тебя так любят все, Не верь мне, друг, Есть много звуков

Фет – В молчаньи ночи тайной, Давно в любви, Оборочник, Какое счастье

Пушкин – Не пой, красавица, Буря, Муза, Арион

Тютчев - Весенние воды, Всё отнял у меня, Фонтан, Ты знал его, Сей день я помню

Плещеев – ор.8 – 6 переводов из Гейне, Гёте, Шевченко

Апухтин – О. не грусти, Судьба, Отрывок из Мюссе

Оперы:

«Алеко» - либретто Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы»

«Франческа да Римини» - либретто М.Чайковского по Данте

«Скупой рыцарь» - маленькая трагедия Пушкина

 

Романсы:

Ор.4 – 6 ром. О нет, молю - Мережковский

Утро - Янов

В молчаньи ночи - Фет

Не пой, красавица - Пушкин

Уж ты, нива моя - Толстой

Давно ль, мой друг - Голенищев-Кутузов

Ор.8 – 6 ром. Речная лилея - Плещеев из Гейне

Дитя, как цветок ты прекрасна – Плещеев из Гейне

Дума - Плещеев из Шевченко

Полюбила я на печаль свою- Плещеев из Шевченко

Сон - Плещеев из Гейне

Молитва - Плещеев из Гёте

Ор.14 – 12 ром. Я жду тебя - Давыдова

Островок - Бальмонт из Шелли

Давно в любви - Фет

Я был у ней - Кольцов

Эти летние ночи - Ратгауз

Тебя так любят все - Толстой

Не верь мне, лруг - Толстой

О, не грусти - Апухтин

Она как полдень хороша - Минский

В моей душе - Минский

Весенние воды - Тютчев

Пора! - Надсон

Ор.21 – 12 ром. Судьба - Апухтин

Над свежей могилой - Надсон

Сумерки - Гюйо

Они отвечали - Гюго

Сирень - Бекетова

Отрывок из Мюссе - Апухтин

Здесь хорошо - Галина

На смерть чижика - Жуковский

Мелодия - Надсон

Пред иконой - Голенищев-Кутузов

Я не пророк - Круглов

Как мне больно - Галина

Ор.26 – 15 ром. Есть много звуков - Толстой

Всё отнял у меня - Тютчев

Мы отдохнём - Чехов

Два прощания - Кольцов

Покинем, милая - Голенищев-Кутузов

Христос воскрес - Мережковский

К детям - Хомяков

Пощады я молю - Мережковский

Я опять одинок - Бунин

У моего окна - Галина

Фонтан - Тютчев

Ночь печальна - Бунин

Вчера мы встретились - Полонский

Кольцо - Кольцов

Проходит всё - Ратгауз

Ор.34 – 14 ром. Муза - Пушкин

В душе у каждого из нас - Коринфский

Буря - Пушкин

Ветер перелётный - Бальмонт

Арион - Пушкин

Воскрешение Лазаря - Хомяков

Не может быть - Майков

Музыка - Полонский

Ты знал его - Тютчев

Сей день я помню - Тютчев

Оборочник - Фет

Какое счастье - Фет

Диссонанс - Полонский

Вокализ

Ор. 38 – 6 ром. Ночью в саду у меня - Блок

К ней - Белый

Маргаритки - Северянин

Крысолов - Брюсов

Сон - Сологуб

Ау! - Бальмонт

Молитва - К.Романов

Всё хочет петь - Сологуб

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 – 1908)

Соч 79 романсов

Вок.циклы: «Весной» - Звонче жаворонка пенье Толстой

- Не ветер, вея с высоты Толстой

- Свеж и душист твой роскошный венок – Фет

- То было раннею весной Толстой

«Поэту» - Эхо Пушкин - Искусство Майков - Октава Майков

- Сомнение, Поэту Майков, Пушкин

«У моря » - на сл. А.К.Толстого

- Дробится и плещет

- Не пенится море

- Колышется море

-Не верь мне, друг

-Вздымаются волны

Лермонтов – Ночевала тучка золотая, Как небеса твой взор блистает, Когда небу волнуется желтеющая нива, По небу полуночи, Мне грустно

Пушкин На холмах Грузии, Что в имени тебе моём, Мой голос для тебя, Я верю, я любим, Заклинание, Для берегов отчизны дальной, Ты и Вы, Редеет облаков летучая гряда, Анчар, Пророк, Медлительно влекутся дни мои, Не пой, красавица, Цветок засохший, Красавица, Ненастный день потух, Пробуждение

Майков – Дева и солнце, Певец, Тихо море голубое, Нимфа, О чём в тиши ночей,

Толстой – О, если б ты могла, На нивы жёлтые, Усни, печальный друг

Оперы:

«Псковитянка - оп. в 4 актах на собственное либретто по драме Л.Мея (1873)

«Майская ночь» - оп. в 3 актах на собственное либретто по повести Гоголя (1880)

«Снегурочка» - оп в 4 актах с прологом по пьесе Островского (на собств. либретто) (1882)

«Млада» - оп.-балет в 4 актах на либретто композитора, С.Гедеонова и В.Крылова (1892)

«Ночь перед рождеством» - (Быль-колядка). Либретто композитора по повести Гоголя (1895)

«Садко» - опера-былина в 7 картинах на либретто В.Бельского (1897)

«Моцарт и Сальери» - одноактная опера на текст «маленькой трагедии» Пушкина (1898)

«Боярыня Вера Шелога» - пролог к «Псковитянке. Текст Л.А.Мея (1898)

«Царская невеста» - оп. в 4 актах на либретто И.Тюменева по драме Л.Мея (1899)

«Сказка о царе Салтане» - оп.в 4 актах с прологом на либр. Бельского по Пушкину(1900)

«Сервилия» - либретто по драме Л.Мея написано композитором.(1902) Посв. памяти Мея.

«Кащей бессмертный» - «осенняя сказочка» в 1 акте на либретто Р-К и его дочери Софьи по пьесе Петровского «Иван королевич»

«Пан воевода» - оп. в 4 актах на либретто И.Тюменева(1904).Посвящена памяти Шопена.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» - в 4 актах по стариннымрусским сказаниям на либретто В.Бельского (1904)

«Золотой петушок» - небылица в лицах с введением и заключением на либретто Бельского по сказке Пушкина

 

РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (1829 – 1894)

Соч: 13 опер

« Куликовская битва», «Дети степей», «Фераморс», «Демон», «Нерон», «Купец Калашников», 4 духовные оперы («Маккавеи») и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал