![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соч 79 романсовСтр 1 из 20Следующая ⇒
РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787 – 1851) Мастер русского романса. Для вокальной лирики характерны элегические образы, романтическая тема изгнания, тоска по родине, мотивы сочувствия к бедным и обездоленным. Один из первых интерпретаторов поэзии А.С.Пушкина в музыке («Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Зимняя дорога» и др.). Вокальное творчество связано с традициями русского городского фольклора, воплощает лучшие черты бытовой песенной лирики своего времени. Автор знаменитого романса «Соловей» (Дельвиг). Соч.: оперы, в т.ч. «Лунная ночь» или «Домовые», «Аммалат-Бек», оперы-водевили, 150 романсов (4 тома) на сл.Огарёва, Дельвига, Беранже. Записал множество народных песен (татарские, монгольские, узбекские, туркменские). Сборник «Голоса украинских песен» в аранжировке для голоса и ф-но. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 – 1910) Русский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. В вокальном творчестве уделял большое внимание народной песне. Соч.: 45 романсов и песен на сл.Кольцова, Лермонтова, Майкова, Пушкина, Толстого, Мея, Аксакова, Фета. Кольцов – Песня разбойника, Обойми, поцелуй, Мне ли молодцу, Так и рвётся душа, Приди ко мне, Исступление, Песня старика, Я любила его Лермонтов – Песня Селима, Еврейская мелодия, Отчего, Песня золотой рыбки, Слышу ли голос твой, Сосна, Сон, Песня, Из-под таинственной, холодной полумаски, Утёс Пушкин – Грузинская песня Мей – Как наладили, Запевка Фет – Я пришёл к тебе с приветом, Шёпот, робкое дыханье БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833 – 1887) Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Явился новатором в области камерно-вокальной лирики. Первым ввёл в романс образы богатырского эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами («Море», «Песнь тёмного леса») ему принадлежат сатирические и юмористические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине трагического чувства, благородству выражения элегию «Для берегов отчизны дальной». Соч.: 16 романсов и песен Бородин – Спящая княжна, Морская царевна, Фальшивая нота, Песня тёмного леса, Море, Арабская мелодия Пушкин – Для берегов отчизны дальной Гейне – Отравой полны мои песни, Из слёз моих Оперы: «Богатыри» - опера-фарс «Князь Игорь» - в 4 актах с прологом на собственное либретто по «Слову о полку Игореве» (завершена Глазуновым и Римским-Корсаковым) БУЛАХОВ Пётр Петрович (1822 – 1885) Русский композитор, вокальный педагог. Его романсы и песни пользовались популярностью во 2-й пол.19 в. («Тройка», «Вот на пути село большое», «Тихо вечер догорает», «Нет, не тебя так пылко я люблю»). Отец – тенор, 1-ый исполнитель баллады «Чёрная шаль» Верстовского и «Соловья» Алябьева. Пел на сцене Большого театра. Брат – тенор, 1-ый исполнитель партии Князя в «Русалке». Пел в петербургском Большом театре. ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801 – 1848) Русский композитор и учитель пения. Мастер романса. Создал около 200 произведений этого жанра (преимущественно на слова русских поэтов), приблизив их к народным истокам – Красный сарафан, Вдоль по улице метелица метёт, На заре ты её не буди, Белеет парус одинокий и др. Выступал как камерный певец-тенор, как гитарист и дирижёр. Ему принадлежит одно из первых методических руководств в области вокальной педагогики: «Полная школа пения». Издавал муз. журнал «Эолова арфа». ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799 – 1862) Русский композитор, театральный деятель. Творчество связано главным образом с театральными жанрами. Был одним из создателей жанра русской оперы-водевиля. Автор многих вокальных произведений, среди которых выделяются романтические баллады («Чёрная шаль» и др). Оперы: « Пан Твардовский», «Вадим», «Аскольдова могила», «Тоска по родине», «Громобой», «Чурова долина». Около 30 опер-водевилей – «Бабушкины попугаи», «Театральное сражение» и «Встреча дилижансов» (совместно с Алябьевым) и др. ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 – 1857) Русский композитор, пианист, певец-тенор. Изучал искусство бельканто. Большое внимание уделял искусству пения (как исполнитель и педагог). Соч. около 80 произведений для голоса (в основном для тенора). Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на сл. Н.В.Кукольника – 12 песен. Среди них – Жаворонок, Болеро, Попутная песня, Рыцарский романс, Баркарола, Колыбельная Пушкин – Не пой, красавица, Заздравный кубок, Я здесь, Инезилья, В крови горит, Ночной зефир, Я помню чудное мгновенье, Признание, Мери, Адель, Где наша роза Баратынский – Не искушай Жуковский – Бедный певец, Ночной смотр, Победитель Лермонтов – Слышу ли голос твой, В минуту жизни трудную Дельвиг – Ах ты, ночь ли, ноченька, Только узнал я тебя 17 испанских народных напевов «7 этюдов для контральто» для Н.И.Гедеоновой «Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса» для баса (О.Петрова) «Школа пения» для А.Н.Кашперовой Оперы: «Жизнь за царя» - на либретто барона Г.Розена по К.Рылееву «Руслан и Людмила» - либретто В.Широкова и В.Бахтурина по поэме Пушкина ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович (1854 – 1956) Русский композитор, ученик Римского-Корсакова. Обрабатывал народные песни, аккомпанировал певцам, исполнявшим его романсы, концертировал как дирижёр и пианист. Сочинил более 100 романсов. Оперы: « Добрыня Никитич», «Сестра Беатриса», «Женитьба», детские оперы «Ёлочкин сон», «Теремок» ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813 – 1869) Романсы отличаются глубиной психологического выражения, яркой образностью. Впервые воплотил в музыке тему социального неравенства, обогатил жанры вокальной лирики (драматическая песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник»). Соч.: 100 романсов Пушкин Владыко дней моих, Я вас любил, Вертоград, Слеза, Ты и Вы, Не спрашивай, зачем, В крови горит, Ночной зефир, Юноша и дева, Мельник, К друзьям, Восточный романс, Что в имени тебе моём, Ножки, Я здесь, Инезилья Лермонтов – Тучки небесные, В минуту жизни трудную, И скучно, и грустно, Слышу ли голос твой, Песнь рыбки Дельвиг – Скрой меня, бурная ночь, Мой суженый, Лилета, Шестнадцать лет, Кудри, Застольная песня Даргомыжский – Как у нас на улице. Курочкин (из Беранже) - Старый капрал, Червяк Оперы: «Эсмеральда» - по Гюго, «Русалка» - по Пушкину, «Каменный гость» - маленькая трагедия Пушкина (закончена Кюи и Р-Корсаковым) КЮИ Цезарь Антонович (1835 – 1916) Русский композитор, музыкальный критик, инженер-генерал, специалист в области фортификации. В творческом наследии выделяется вокальная лирика на стихи русских поэтов: «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» - на сл. Пушкина и др. Соч.: свыше 300 романсов, 15 опер Оперы: « Кавказский пленник», «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», «Анджело», «Пир во время чумы», «Мадемуазель Фифи», «Капитанская дочка», 4 детские оперы – «Снежный богатырь», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и др. МЕТНЕР Николай Карлович (1879 – 1951) Русский композитор и пианист. Ощущал себя наследником традиций Бетховена, Шумана, Брамса. Соч.: свыше 100 романсов на стихи русских и немецких поэтов. Пушкин – ор.3- Я пережил свои желанья, ор.13 – Зимний вечер, ор.29 –Муза, Певец, ор.32 – Эхо, Я вас любил, Мечтателю, ор.36 – Ангел, Цветок, Испанский романс, Ночь, Арион Гёте – ор.6 – 9 песен, ор.15 – 12 песен (Счастливое плавание), ор.18 – 6 стихотворений Тютчев – Бабочка, Что ты клонишь над водами, Сумерки Фет - Только встречу улыбку твою, Шёпот, робкое дыханье МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839 – 1881) Вок.циклы: «Юные годы» - сл. Грекова, Кольцова, Плещеева, Некрасова, Лермонтова, «Без солнца» - сл. Голенищева-Кутузова Байрона «Песни и пляски смерти»» - сл. Голенищева-Кутузова «Детская» - сл. Мусоргского, «Раёк» - муз. пародия для голоса и ф-но на сл.автора Оперы: «Саламбо» по Флоберу, «Борис Годунов» по Пушкину, «Женитьба», «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, «Хованщина»- на сюжет Стасовао событиях раннего периода царствования Петра I (исполнялась в редакциях Р-Корсакова и Шостаковича)
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873 – 1943) Соч.: 85 романсов Толстой – Уж ты нива моя, Тебя так любят все, Не верь мне, друг, Есть много звуков Фет – В молчаньи ночи тайной, Давно в любви, Оборочник, Какое счастье Пушкин – Не пой, красавица, Буря, Муза, Арион Тютчев - Весенние воды, Всё отнял у меня, Фонтан, Ты знал его, Сей день я помню Плещеев – ор.8 – 6 переводов из Гейне, Гёте, Шевченко Апухтин – О. не грусти, Судьба, Отрывок из Мюссе Оперы: «Алеко» - либретто Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы» «Франческа да Римини» - либретто М.Чайковского по Данте «Скупой рыцарь» - маленькая трагедия Пушкина
Романсы: Ор.4 – 6 ром. О нет, молю - Мережковский Утро - Янов В молчаньи ночи - Фет Не пой, красавица - Пушкин Уж ты, нива моя - Толстой Давно ль, мой друг - Голенищев-Кутузов Ор.8 – 6 ром. Речная лилея - Плещеев из Гейне Дитя, как цветок ты прекрасна – Плещеев из Гейне Дума - Плещеев из Шевченко Полюбила я на печаль свою- Плещеев из Шевченко Сон - Плещеев из Гейне Молитва - Плещеев из Гёте Ор.14 – 12 ром. Я жду тебя - Давыдова Островок - Бальмонт из Шелли Давно в любви - Фет Я был у ней - Кольцов Эти летние ночи - Ратгауз Тебя так любят все - Толстой Не верь мне, лруг - Толстой О, не грусти - Апухтин Она как полдень хороша - Минский В моей душе - Минский Весенние воды - Тютчев Пора! - Надсон Ор.21 – 12 ром. Судьба - Апухтин Над свежей могилой - Надсон Сумерки - Гюйо Они отвечали - Гюго Сирень - Бекетова Отрывок из Мюссе - Апухтин Здесь хорошо - Галина На смерть чижика - Жуковский Мелодия - Надсон Пред иконой - Голенищев-Кутузов Я не пророк - Круглов Как мне больно - Галина Ор.26 – 15 ром. Есть много звуков - Толстой Всё отнял у меня - Тютчев Мы отдохнём - Чехов Два прощания - Кольцов Покинем, милая - Голенищев-Кутузов Христос воскрес - Мережковский К детям - Хомяков Пощады я молю - Мережковский Я опять одинок - Бунин У моего окна - Галина Фонтан - Тютчев Ночь печальна - Бунин Вчера мы встретились - Полонский Кольцо - Кольцов Проходит всё - Ратгауз Ор.34 – 14 ром. Муза - Пушкин В душе у каждого из нас - Коринфский Буря - Пушкин Ветер перелётный - Бальмонт Арион - Пушкин Воскрешение Лазаря - Хомяков Не может быть - Майков Музыка - Полонский Ты знал его - Тютчев Сей день я помню - Тютчев Оборочник - Фет Какое счастье - Фет Диссонанс - Полонский Вокализ Ор. 38 – 6 ром. Ночью в саду у меня - Блок К ней - Белый Маргаритки - Северянин Крысолов - Брюсов Сон - Сологуб Ау! - Бальмонт Молитва - К.Романов Всё хочет петь - Сологуб РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 – 1908) Соч 79 романсов Вок.циклы: «Весной» - Звонче жаворонка пенье Толстой - Не ветер, вея с высоты Толстой - Свеж и душист твой роскошный венок – Фет - То было раннею весной Толстой «Поэту» - Эхо Пушкин - Искусство Майков - Октава Майков - Сомнение, Поэту Майков, Пушкин «У моря » - на сл. А.К.Толстого - Дробится и плещет - Не пенится море - Колышется море -Не верь мне, друг -Вздымаются волны Лермонтов – Ночевала тучка золотая, Как небеса твой взор блистает, Когда небу волнуется желтеющая нива, По небу полуночи, Мне грустно Пушкин На холмах Грузии, Что в имени тебе моём, Мой голос для тебя, Я верю, я любим, Заклинание, Для берегов отчизны дальной, Ты и Вы, Редеет облаков летучая гряда, Анчар, Пророк, Медлительно влекутся дни мои, Не пой, красавица, Цветок засохший, Красавица, Ненастный день потух, Пробуждение Майков – Дева и солнце, Певец, Тихо море голубое, Нимфа, О чём в тиши ночей, Толстой – О, если б ты могла, На нивы жёлтые, Усни, печальный друг Оперы: «Псковитянка - оп. в 4 актах на собственное либретто по драме Л.Мея (1873) «Майская ночь» - оп. в 3 актах на собственное либретто по повести Гоголя (1880) «Снегурочка» - оп в 4 актах с прологом по пьесе Островского (на собств. либретто) (1882) «Млада» - оп.-балет в 4 актах на либретто композитора, С.Гедеонова и В.Крылова (1892) «Ночь перед рождеством» - (Быль-колядка). Либретто композитора по повести Гоголя (1895) «Садко» - опера-былина в 7 картинах на либретто В.Бельского (1897) «Моцарт и Сальери» - одноактная опера на текст «маленькой трагедии» Пушкина (1898) «Боярыня Вера Шелога» - пролог к «Псковитянке. Текст Л.А.Мея (1898) «Царская невеста» - оп. в 4 актах на либретто И.Тюменева по драме Л.Мея (1899) «Сказка о царе Салтане» - оп.в 4 актах с прологом на либр. Бельского по Пушкину(1900) «Сервилия» - либретто по драме Л.Мея написано композитором.(1902) Посв. памяти Мея. «Кащей бессмертный» - «осенняя сказочка» в 1 акте на либретто Р-К и его дочери Софьи по пьесе Петровского «Иван королевич» «Пан воевода» - оп. в 4 актах на либретто И.Тюменева(1904).Посвящена памяти Шопена. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» - в 4 актах по стариннымрусским сказаниям на либретто В.Бельского (1904) «Золотой петушок» - небылица в лицах с введением и заключением на либретто Бельского по сказке Пушкина
РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (1829 – 1894) Соч: 13 опер « Куликовская битва», «Дети степей», «Фераморс», «Демон», «Нерон», «Купец Калашников», 4 духовные оперы («Маккавеи») и др.
|