Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Драматургия Вампилова
Пьесы Вампилова появились на сцене в к 60-х-нач 70-х г. В это время в развитии драмы обозначился явный кризис. Безликое однообразие многих новых пьес не могло стимулировать бурно развивающийся театр. Драматургия В стала выходом из создавшегося положения. Она предъявила нового героя, более сложного и непривычного; разрушила заданный оптимизм сюжета, схематизм основного конфликта. Худож мир обладает одной достаточно редкой особенностью: присущи два рода театра, которые, условно говоря, можно назвать трагическим и эксцентрическим типами освоения и преломления действительности, и соответственно два типа пьес, которые по характеру их архитектоники можно было бы определить, как пьесы центростремительной и центробежной композиции. К первому «Прощание в июне», «Утиная охота», ко второму — «Старший сын», «Провинциальные анекдоты». Первому типу пьес присуще иерархическое построение системы героев с выведением на первый план центрального персонажа, острая нравственная коллизия, на разрешении которой сосредоточено все действие. Для второго типа характерно отсутствие центрального героя и иерархической упорядоченности действующих лиц. Здесь обстоятельства властвуют над людьми. Главное достижение-сложная полифония живых чел хар, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Особый интерес проявлял к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в окружающем мире. Хотя драматическое наследие писателя сравнительно невелико (всего четыре многоактных и три одноактных пьесы), оно характеризуется внутренним единством и образует художественное явление, которое можно назвать театром Вампилова. В театре Вампилова, при всей неожиданности сюжетных ходов, неизменно действуют реальные человеческие характеры, живые конкретные люди со своими противоречиями и сомнениями. В неповторимом художественном мире пьес целеустремленно, выразительно и ярко раскрывается процесс духовного созревания современного героя, отстаивающего справедливость и подлинную человечность. Пьеса «Старший сын» заявлена как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина. Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории. Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не нужен.Вкладывая особый подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное-не пытаться играть чужими чувствами. Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности. Показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду. Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи. Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объедин силой, помогающ ему удержать своих детей. Бусыгин получает награду-обретает семью, о кот мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. 47.Поэзия 2-ой половины 50-х – середины 60-х. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский Период после смерти Сталина, характ ослабл тоталит власти, относит свобод сл, относит демократиз полит и обществ жизни, свобод творч деят. Годы стали для рус поэз врем возрожд, расцвет. С появлен поэтич дарован интер к стих вырос. Громадн залы Лужников, Политехнического аполн до отказа в вечер поэз. С книжн прилавк сметались поэтич сб. Пафос поэз-утвержд ценности чел личн, чел достоинст. Одни негод общ, где чел распоряж как винтиком, друг убежден “Людей неинтерес в мире нет”. Поэ уход от идеологич штампов, обрет полемичн, соверш худож открыт. Успехи науки и техн: запуск спутн, выход чел в косм-оказ влиян на общ сознан. Гл роль-молодым. Сбылась мечта Маяковск: “Чтоб больш поэт, хорош и разн”. Выделяли две ветви. Одни, продолж тради Маяк, нашли себя на эстраде, громк поэз (Рожд, Ахмад, Евтуш, Вознес). Их оппоненты исповед “тих” поэз (Рубцов). Приобрел попул жанр авторс песни-Окуджава, Галич, Высоцкий. Появл авангард поэз (Бродский). Ведущ жанр-лирика-гражд, фил, люб, пейз. Актуальн содерж, многообраз творч индивидуальн, высок ур стих мастерства-отлич черты рус поэзпериода. Евтушенко стал лид молод поэз. Этом способствов: Страстность и высокая гражд лир: стих «Карьера», «Гражд-талант нелегкий», «Наследники Сталина», «Граждане, послушайте меня» (направл на очищ чувства и сознан людей от возд сталинизма). Больш вним к чел судьбам, особ женск: стих «Спутница», «Свадьба», «Мама», «Старухи». Ярк черт явл связь трибунности и лиризма, богатая психологич оттенк люб лир, поним роли поэз в общ («Поэт в России больше, чем поэт»). В творч преоблад соц и нравств-психолог проблемат. В годы застоя не стан диссидентом, но продолж наход в оппозиц к власти, писать стих и прозу. Любит эпизоды, события, происшеств, случ на свете, наблюд мир во всей его реальности. Он поэт визуальный. Все, что хочет сообщ, сообщ через опис, через картину. Ему нравится конкретн подробность. Наблюд повседневн жизнь, замеч все микроскоп черты быта. Свойств откровенно публицистич отнош к действит. Он подтвердил, что для поэз нет прозаич материал. Вознесенский. Адресаты-интеллектуалы, люди творч труда, «физики и лирики». Первостепен знач он придает художе средст постиж действит. Осн жанры - лирич монолог, баллада и драмат поэма. В стих нашла отраж общественно-полит ситу времени (стих «Прощ с Политехнич», «Нас много.Нас может быть четверо»). Одна из тем поэз-судьба мастеров. Тема нач в поэме «Мастера», в кот речь идет о строит храма-семи древнерус мастер. От их судьбы перекидывает мост к судьбам худож всех времен. Задач мастер-выявлять сложн гармон в больш и мал мирах. Поэзия-всегда революц. Особ тема- отнош к женщ, кот явл показ зрелости чел (стих, часто драматич: «Сидишь беременная, бледная», «Бьют женщину», «Бьет женщина»). Певец стремит движ и науч-технич прогрес, первым почув потребн в «тишине» (сб «Ахиллесово сердце»), кот стала бы противовесом движ века. В 60-е говорит о распаде старых, отживш свой век форм жизни и искусства, меш рожд и утверж нов; в 80-90-х речь идет о распаде основных дух-нрав ценностей («Рапсодия распада»). Противостоять бездуховности и варварству может, только искусство («Поэтарх»). Рождественский вошёл в лит вместе с груп талант сверст. Стих подкупали гражд и нравс пафос, поэтич взгляд, кот утвержд личность творящ чел в центре вселенной. Хар св-во поэз-пульсир современ, живая актуальность вопр, кот ставит перед собой и перед нами. Эти вопр кас многих людей, находят отклик в самых разл кругах. Постеп антураж молод лит смен друг настр-поиск внутр цельности, нрав и гражд опоры. В стих врыв публиц, память о воен детстве. В стих о детстве-биограф целого покол, его судьба. Больш место любов лир. Его стих наполн тревожн сердеч движ. Путь к любимой непростой; это поиск смысла жизни, единств и неповтор счаст, путь к себе. Творч отлич искрен, свежесть поэтич яз, ярко выраж гражд, высок патет, масштабно и контраст изображ. Обращ к актуальн поэтич темам (борьба за мир, преод соц несправедл и нац вражды, уроки 2 мир вой), пробл освоен косм, крас чел отнош, морал-этич обязател, трудн и радостей повседн жизни, зарубежн впечатл. Он словно продолжает традиции Маяковского. Однако с годами он отходит от своей декларативности, его стихи приобретают исповедальный хар.
Литература третьей волны русской эмиграции Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. (Бунин, Набоков)(1918–1940). Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д. Кленовский, Л. Ржевский, Н. Моршен, Б. Филлипов, Чиннов, Маринин). (1940-е – 1950-е годы). Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов, Лимонов). (1960–1980-е годы). С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выезжали представители творческой интеллигенции. Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению «шестидесятников», немаловажную роль для этого поколения сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъема, возлагали надежды на хрущевскую «оттепель», однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит. Середина 1960-период новых гонений на творч интеллиг, на пис. В начале СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие были лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: Аксенов, Ю.Алешковский, Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В.Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, А.Солженицын, Д.Рубина и др. Большинство писателей эмигрирует в США, где формир мощная русская диаспора (Бродский, Коржавин, Аксенов, Довлатов, Алешковский и др.), во Францию (Синявский, Розанова, Некрасов, Лимонов, Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (Войнович, Горенштейн). Пис третьей волны оказались в эмиграции в совершенно новых условиях, они во многом были не приняты своими предшественниками, чужды «старой эмиграции». В отличие от эмигр 1 и 2 волн, они не ставили перед собой задачи «сохранения культуры» или запечатления лишений, пережитых на родине. Совершенно разный опыт, мировоззрение, даже разный язык мешали возникновению связей между поколениями, творчество представителей 3 волны складывалось не столько под воздействием русской классики, сколько под влиянием популярной в 1960-е американской и латиноамериканской лит, а также поэзии М.Цветаевой, Б.Пастернака, прозы А.Платонова. Одной из основных черт рус эмигрантской лит 3 волны станет ее тяготение к авангарду, постмодернизму. Вместе с тем, третья волна была достаточно разнородна: в эмиграции оказались писатели реалистического направления (Солженицын, Владимов), постмодернисты (Соколов, Мамлеев, Лимонов), антиформалист Коржавин. Русская литература третьей волны в эмиграции, по словам Коржавина, это «клубок конфликтов»: «Мы уехали для того, чтобы иметь возможность драться друг с другом». Солженицын созд в изгнании роман-эпопею Красное колесо, в котором обращается к ключевым событиям русской истории 20 в. Владимов публикует роман Генерал и его армия, в котором также касается истор темы: в центре романа события ВОВ, отменившие идейное и классовое противостояние внутри советского общества. Судьбе крестьянского рода посвящает свой роман Семь дней творенья В.Максимов. Войнович за рубежом пробует себя в жанре антиутопии – в романе Москва 2042, в кот изображена агония советского общества. К постмодернистской традиции относят свое творчество Соколов, Мамлеев, Лимонов. Видное место в истории русской поэзии принадлежит Бродскому, получившему в 1987 Нобелевскую премию за «развитие и модернизацию классических форм». В эмиграции он публикует стихотворные сборники и поэмы. Оказавшиеся в изоляции от «старой эмиграции» представители третьей волны открыли свои издательства, создали альманахи и журналы («Континент», «Синтаксис», «Новый американец», «Панорама», «Калейдоскоп»). Литература постмодернизма 1917-появляется термин, но используют его лишь для обозначения отдельных явлений модернизма. К концу 60-х-появляется постмодерн в рус лит (Битов «Пушкинский дом», Ерофеев «Москва петушки»), но он ещё под запретом вплоть до конца 80-х и распространяется посредством САМИЗДАТА. Конец 80-х-90-е-легализация постмодернизма (Битов, Ерофеев, Сорокин, Петрушевская и др.) Главная причина обращения к постмодерн-желание избежать однозначн, избежать навязыван своих мыслей чит как единственно прав. Отсюда стремление показать многоликость истины, множественность интерпретации текста. Основной тезис: МИР КАК ТЕКСТ-отношение ко всему в лит как к различн языкам культуры, их использ в кач элементов для созд собств произвед. Отсюда обращ не креальности, а к знакам, текстам культуры, из эстетика-это эстетика симулякров. Им присущи-многоязычие, открытость, текст как карта со множеств путей, а не как готов результ. Поэтика: 1. нацеленность на видоизменен жанра, созд произвед на грани лит и истор, лит и филос. 2. обращен к второстепен жанрам, скрещивание их между собой или с ведущими жанрами (Битов «Пушкинский дом»-роман+литературоведч статья). 3. соединение на равных разных языков культуры. 4. многоуровневая организация текста с рассчетам и на элитарного, и на массового читателя. 5. интертекстуальность-сознательная установка на обыгрыван чужих текстов и их узнаваемость, уход от скрытой цитации к открытому цитированию. 6. иронизирование и пародирование как средство игры с классиками. 7. переконструирование и явление «смерти» автора: автора нет-он комбинатор текстов, сюжетов и ничего нового не создает. 8. запутанность, множественность, нелинейность текста. 9. представление о мире как о тотальном хаосе, непредполаг ни нормы, ни законы. 10 понимание реальности не как подлинной, а как симулированной, реалии заменяются симулякрами-жизнеподобними фикциями, у кот нет полинников. Русский постмодернизм появляется в неблагоприятный для его развития период (нет культурного обмена опытом). Отсюда своя особенная модификация постмодернизма: для обыгрывания они берут язык и тексты соц реализма. В русле посмодерн развивался ряд обособленных течений: 1. Концептуализм-реакция на соцреализм, в основе языки двух миров: старый затертый язык ссср и нов авангардн яз. В центре творч какой-либо концепт сов эпохи, кот нужно преобразовать, чтобы сломать стереотип (например, слова «Слава КПСС» на голубом фоне вместо красного) 2. Соц арт-пародия на официальное советское искусство, в эпатирующей форме он развеняивал истинный смысл, против идеолигических стереотипов. 3. Куртуазный маньеризм-своеобразная пародия на средневековое служение даме. Развив в русле поэзии-стихи пошлые. (Григорьев «Богомол» «И вот мы пьем вино…Куда оно в вас лезет/Выкурите к тому ж? /Два месяца назад вы скромницею были…») Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик»-состоит из элементов разных жанров. Строится как примечания к основному тексту и как примечания к примечаниям. Суть уловить сложно. Бесконечные размышления автора и его героя Одинокова. Автор размышляет о России, о революции и большевиках, о русских писателях и философах, о своём отце и своей судьбе. Роман написан от первого лица, персонажа по имени Одиноков. Русское постмодернистическое творчество-это процесс языковых игр, самой распростроненной из которых является обыгрывание цитат из классической литературы.
|