Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проза жизни в произведениях Петрушевской




С первого появл на лит арене обнаруж дар воспроизведения бытовых ситуаций, пугающе точно излагая их. Язык ее произведений стал выразителем «психопатолог обыденной жизни». Признание пришло к уже зрелому автору потому, что талантливо и смело показала страшные реалии жизни " застоя" и первых лет перестройки. " Серая" будничная жизнь изображена в прозе в ритмах и речи сегодняшнего дня «Сильно. Кратко. Жестко.» Её пьесы, рассказы и повести обычно ужасают, а сказки, напротив, радуют. Драмат и проза произв впечат реалистиче, но какой-то сумеречной. Совр лит критика связывает её с " другой лит", осваивающей прежде " табуированные" для сов лит реалии-тюрьму, дно общества. Проза поражает концентрацией отрицательного. Истинная сущность героев получает проверку в пограничных ситуациях измены, болезни, ухода в небытие. Герои нередко вынуждены совершить свой выбор, обнаруживающий их истинную суть. Основная тема-именно погибшая жизнь. Герои часто внезапно умирают от горя или выбирают самоубийство как ответ бытию (" Упавшая", " Грипп"). Открыла еще одну, собственно советск пограничн ситуац, связ с борьбой за квартир, ее налич или отсутств. Цепкие герои умеют закрепиться в квартире и даже расширить свою жилплощадь, а неудачники легко теряют ее. Склонна воссозд темные стороны жизни. Предмет ее рас " Али-Баба" -существование алкоголиков, опустившихся людей, в реквием " Бацилла" показана жизнь столичных наркоманов. Порой пис изображ мир творч либо научн работн (" Жизнь-это театр", " Смотровая площадка"), но и в них неизменным остается выбранный худож ракурс-изображ несложившейся либо разрушенной судьбы. Основная тема большей части рассказов, повестей и сказок-изображ женск любви-к мужчине, детям, внукам, родителям (" По дороге бога Эроса", " Младший брат"). Изображ жизни семьи и диктует обращение к жанру семейного рассказа или семейной повести, однако в семье она чаще всего видит распад: неверность одного или обоих супругов, ад ссор и склок, обжигающие потоки ненависти, борьбу за жилплощадь, вытеснение кого-то из членов семьи с этой жилплощади, приводящее его к нравственной деградации (в повести " Маленькая Грозная" к пьянству). Персонажи прозы, за редким исключением, не живут, а выживают. Только любовь к ребенку (" Еврейка Верочка", " Свой круг", " Время ночь") открывает лучшее в человеке (сказка " Две сестры"). Петруш стало тесно в рамках традиц рассказа или новеллы, она изобрела особые жанры реквиема и настоящей сказки (сб " Настоящие сказки"). Первый из них родился из элегии. Второй жанр, в отличие от классической народной или литературной сказки, сильнее укоренен в реальности. В своих реквиемах писательница размышляет о причинах ухода того или иного героя из жизни, каждый раз рассказывая историю чьей-то личной драмы. В последние годы пишет сказки для взрослых. Сказки, предназначенные и для детей, и для взрослых, базируются на богатом арсенале худож средств народн волшебн сказки. Намазавш чудесн мазью, старушки превращ в девчонок (" Две сестры"); колдунья дарит сестрам-близнецам дар волшебства (" Крапива и Малина"). В то же время своей устремленностью к злободневным проблемам сказки сродни рассказам. В " Крапиве и Малине" -проблема становления личности у старшеклассников; в " Девушке Hoc" -размышления о красоте, любви и счастье; в " Двух сестрах" -вопрос о выживании наиболее слабых и незащищенных в нашем обществе -стариков и детей. Максимально приближенная к обыденной речи, авторская речь насыщена элементами тех разговоров, что звучат в российских очередях, курилках, канцеляриях и лабораториях, во время семейной ссоры и дружеского застолья. Проза убеждает в том, что жизнь оказывается безразлична к человеку и даже бессмысленна. Сострадание к человеку, в каких бы ситуациях он ни оказывался, внимание к " вечным" и болевым проблемам нашего времени, умение снять напряжение с помощью смеха-это всё грани творч Петруш. Она худож исследовала в произвед важный в рос действит процесс-деформац личности под воздействием унизительных для чел достоинства бытовых условий сущ. Быт выжимает из героев все жизненные силы, и в их душе уже не остается места для праздника, светлой надежды, веры в любовь.


Русская литература на современном этапе

1991 год СССР распался. Нач нов-постсоветск пер разв росс общ и культ, характер переход от тоталит форм к более свободным и цивилизованным. Из произвед пис видно, что в Рос пришла свобода (Бутов «Свобода», Победин «Поэмы эпохи отмены рабства»). Преимущества свободы-гласность, полит и религ терпимость, появл новых возможн. Произошло воссоед метрополии и эмиграции, обогащ культ ранее запрещ и недоступн цен. Однако свобода была получена в придачу к экономич развалу и соц незащищён. Наложили свой отпечаток указанные явления и на развитие лит жизни. Лит функц в услов свободы слова и печати, что ведёт к появл и утвержд постмодерн. Между тем влияние литературы на жизнь общества уменьшилось. В то же время повыс требования к художественному уровню произведений. Книга должна быть и интересной, и талантливой. Для совр лит было хар сосущ неск лит поколений: продолж творческую деятельность писатели и поэты, пришедшие в литературу в годы оттепели, поколение восьмидесятников: Маканин, Петрушевская, Сорокин, пришло нов поколение: Пелевин, Галковский, Гостева, Гришковец. Проза. Появлению многочисленных антиутопий. Они привлекают внимание к неблагоприятным и даже опасным тенденциям развития как самой России, так и мира. В современной прозе прогнозируется гибель социума, не различающего добро и зло (Ким «Посёлок кентавров»). Проза предупреждает и о полностью не исчезнувшей опасности тоталитаризма в России (Сорокин «День опричника», «Сахарный Кремль»). Поэзия. Немало общего обнаруживаем мы между современной русской прозой и поэзией.В поэзии рубежа веков выделяются три основных мотива: подведение итогов XX столетия и всего тысячелетия; оценка современности; утверждение жизнеспособных ценностей.С подведением итогов мы встречаемся в стихотворении Бродского «1994». Доминируют разочарование, скепсис, тоска, так как глобальные исторические проекты, выдвигавшиеся в минувшие века, не осуществлены, а в СССР коммунистический проект увенчался крахом. Веру в светлое будущее сменяет ощущение конца истории. Драматургия. В создании современной драматургии принимают участие представители разных поколений: наконец легализованные представители поствампиловской волны Петрушевская, Арбатова, Казанцев, создатели постмодернистской драмы Пригов, Сорокин, представители драматургии девяностых. Сумели к себе привлечь внимание драматурги Гришковец, Курочкин. Ведущая тема современной драматургии-человек и общество. Наибольший интерес из числа представителей реалистической драмы сумела вызвать в 90-е годы Мария Арбатова благодаря новой для русской литературы феминистской проблематики.Исключительно большое место в современной драматургии занимают также римейки-новые, осовремененные версии известных произведений. Признак совр лит проц: сосуществование 3-х художественных методов, которые по сути должны были сменить друг друга: реализм, модернизм, постмодернизм. Реализм хар адекватн отраж действ, герой поним как детерминируемые средой, четкое представление об идеале, разгранич добра и зла, внятный слог без подтекстов и 2-х планов. Виды: традиционный (Астафьев «Прокляты и убиты»); жестокий (Санаев «Похороните меня за плинтусом»); религиозный (Варламов «Лох»); экзистенц-психолог проза (Маканин «Стол покрыт сукном с графин по серед»); философская проза. Модернизм хар особ предст о мире как утративш все ценности, идеал утрачен, он в прошлом, ценность прошлого при отриц наст как бездуховн, рассужд на уровне бытия, герои выступ как знаки, герой ощущ себя потерян, одиноким, стиль прозы усложнен (Гришковец «Как я съел собаку»). Постмодерн хар представлен о мире как тотальном хаосе, поним реальности как симуляции, интертекстуальн, нераздел своего и чужого слова, нового ничего не созд. Выдел 3 течен: концептуализм (реакц на зрел соцреализм) в основе язык ссср и нов авангардн; соц-арт (пародия на офиц советск искусст, эпатаж); куртуазный маньеризм (пародия на средневековое служение даме сердца, пошлые стихи). Стихи Степанцова, Былова, Григорьева. Отношение критиков к совр лит неоднозначно: она и значительная в достижен, и бесприютная, и от неё вовсе след отказ. Но вообще совр лит-это живой процесс, кот происх на наш глазах и поэтому не может быть оценен полностью и адекватно, должно про йти как мин неск десятк лет.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал