| Раздел
| Номер занятия
| Вид занятия
| Номер вида занятий
| Тема занятия
| Часы
|
|
1 курс
| | |
| Введение
|
| Лекция
|
| Введение. Современный русский литературный язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации
|
|
|
| Практика
|
| Введение. Современный русский литературный язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Русский язык как международный
|
|
|
| Лекция
|
| Русский литературный язык — нормированная и кодифицированная форма русского языка
|
|
|
| Практика
|
| Языковая норма
|
|
|
| Лекция
|
| Функциональные стили русского языка. Основные стилевые разновидности русского языка
|
|
|
| Практика
|
| Стили письменной и устной форм русского языка
|
|
|
| Фонетика
|
| Лекция
|
| Фонетика как раздел науки о языке
|
|
|
| Практика
|
| Предмет, задачи фонетики. Виды фонетики
|
|
|
| Лекция
|
| Сегментные и суперсегментные единицы фонетики
|
|
|
| Лекция
|
| Интонация. Основные интонационные конструкции
|
|
|
| Практика
|
| Интонация. Функции интонации.Основные интонационные конструкции русского языка
|
|
|
| Лекция
|
| Акцентология. Русское словесное ударение
|
|
|
| Практика
|
| Ударение и его функции
|
|
|
| Лекция
|
| Звуковой состав русского языка. Речевой аппарат
|
|
|
| Лекция
|
| Звук как основная единица фонетики. Гласные звуки, их классификация
|
|
|
| Практика
|
| Звук как основная единица фонетики.Классификация гласных звуков
|
|
|
| Лекция
|
| Изменение гласных в потоке речи
|
|
|
| Практика
|
| Параллельный и перекрещивающийся типы позиционной мены гласных.
|
|
|
| Лекция
|
| Система согласных звуков
|
|
|
| Практика
|
| Классификация согласных по месту и способу образования, по участию голоса и шума, по твёрдости и мягкости
|
|
|
| Лекция
|
| Изменения согласных в потоке речи. Ассимиляция.Диссимиляция. Упрощение групп согласных. Аккомодация
|
|
|
| Практика
|
| Сильные и слабые позиции согласных
|
|
|
| Практика
|
| Ассимиляция. Диссимиляция. Упрощение групп согласных
|
|
|
| Практика
|
| Фонетическая транскрипция
|
|
|
| Лекция
|
| Слог. Теория слога. Основной закон слогообразования и фонетического слогоделения
|
|
|
| Практика
|
| Слог. Типы слогов. Фонетическое слогоделение
|
|
|
Фонология
|
| Лекция
| 14, 15
| Фонология. Звуки русского языка в фонологическом аспекте.Учение о фонеме МФШ и ЛФШ
|
|
|
| Практика
|
| Звуки русского языка в фонологическом аспекте
|
|
|
| Лекция
|
| Фонема и её аллофоны. Архифонема. Гиперфонема. Нейтрализация фонем
|
|
|
| Практика
| 15, 16
| Полный фонетический анализ слова
|
|
|
| Практика
|
| Фонетический анализ текста
|
|
|
Орфоэпия
|
| Лекция
|
| Орфоэпия. Стили произношения
|
|
|
| Практика
|
| Орфоэпия как раздел науки о языке
|
|
|
| Лекция
|
| Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков
|
|
|
| Практика
|
| Орфоэпические нормы в области гласных
|
|
|
| Практика
|
| Орфоэпические нормы в области согласных
|
|
|
| Лекция
|
| Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов
|
|
|
| Практика
|
| Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов
|
|
|
Графика
|
| Лекция
| 20, 21
| Графика. Состав современного русского алфавита. Принципы русской графики.Исторические изменения в русской графике
|
|
|
| Практика
|
| Состав современного русского алфавита
|
|
|
| Лекция
|
| Обозначение на письме фонемы < j`>, твёрдости-мягкости согласных. Гласные буквы после шипящих и Ц
|
|
|
| Практика
|
| Обозначение на письме фонемы < j`>, твёрдости-мягкости согласных. Гласные буквы после шипящих и Ц
|
|
|
Орфография
|
| Лекция
|
| Орфография. Принципы русской орфографии.Разделы русской орфографии
|
|
|
| Практика
|
| Принципы русской орфографии.Разделы русской орфографии
|
|
|
| Лекция
|
| Основные исторические изменения в русской орфографии
|
|
|
| Практика
|
| Современные орфографические словари и справочники
|
|
|
Словообразование
|
| Лекция
|
| Словообразование как раздел науки о языке. Морфемика. Основа. Типы основ
|
|
|
| Практика
|
| Морфемный состав слова
|
|
|
| Практика
|
| Морфемный анализ слова
|
|
|
| Лекция
| 26, 27
| Деривация. Основные способы словообразования.Морфологический способ и его разновидности
|
|
|
| Практика
| 28, 29
| Морфологический способ словообразования
|
|
|
| Лекция
| 28, 29
| Неморфологический способ и его разновидности
|
|
|
| Практика
|
| Лексико-семантический способ словообразования.Лексико-грамматический и лексико-синтаксический способ словообразования
|
|
|
| Практика
| 31, 32
| Словообразовательный анализ
|
|
|
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине (1 курс)
|
|
|
2 курс
| | |
| Лексикология. Фразеология. Лексикография
|
| Лекция
|
| Лексикология. Лексико-фразеологическая система современного русского языка. Системные отношения в русской лексике.
|
|
|
| Практика
|
| Лексикология как раздел науки о языке. Системные отношения в лексике. Микро-, медио-, макроструктура.
|
|
|
| Лекция
|
| Слово как основная номинативная единица языка. Семантическая структура слова.
|
|
|
| Практика
|
| Слово как основная номинативная единица языка. Семантическая структура слова.
|
|
|
| Лекция
|
| Однозначные и многозначные слова. Типы многозначности.
|
|
|
| Лекция
|
| Метафора. Метонимия. Синекдоха.
|
|
|
| Практика
|
| Многозначность слова. Метафора как тип переноса слов. Метонимия. Синекдоха.
|
|
|
| Лекция
|
| Парадигматические отношения в лексике. Омонимия. Типы омонимов. Паронимия и парономазия
|
|
|
| Практика
|
| Типы омонимов.Паронимы и парономазия
|
|
|
| Лекция
|
| Синонимия. Типы синонимов. Пути возникновения синонимов.
|
|
|
| Практика
|
| Синонимы, их типы. Стилистическое использование синонимов
|
|
|
| Лекция
|
| Антонимия. Типы антонимов. Конверсивы.
|
|
|
| Практика
|
| Анонимы, их типы и стилистическое использование
|
|
|
| Лекция
|
| Социально-функциональная характеристика лексики русского языка. Профессиональная лексика.
|
|
|
| Практика
|
| Лексика ограниченного употребления. Диалектная лексика. Профессиональная лексика.
|
|
|
| Лекция
|
| Диалектная лексика.
|
|
|
| Лекция
|
| Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка
|
|
|
| Практика
|
| Функционально стилевая характеристика письменной формы русского языка. Функционально стилевая характеристика устной формы русского языка.
|
|
|
| Лекция
|
| Активная и пассивная лексика. Устаревшая лексика.
|
|
|
| Практика
|
| Устаревшая лексика. Историзмы. Архаизмы.
|
|
|
| Лекция
|
| Неологизмы.
|
|
|
| Практика
|
| Неологизмы
|
|
|
| Лекция
|
| Историческое формирование лексической системы русского языка. Исконно русская лексика.
|
|
|
| Практика
|
| Историческое формирование лексической системы русского языка. Исконно русская лексика.
|
|
|
| Лекция
|
| Иноязычная лексика и её источники. Освоение иноязычных слов
|
|
|
| Практика
|
| Иноязычная лексика. Древнейшие заимствования.Иноязычная лексика. Лексические заимствования XIX-XХ вв.
|
|
|
| Лекция
|
| Фразеология. Предмет фразеологии. Дифференциальные признаки фразеологизмов
|
|
|
| Практика
|
| Дифференциальные признаки фразеологизмов
|
|
|
| Лекция
|
| Типы фразеологических единиц по степени семантической спаянности компонентов
|
|
|
| Практика
|
| Типы фразеологических единиц по степени семантической спаянности компонентов (по В. В. Виноградову и Н.М. Шанскому)
|
|
|
| Практика
|
| Фразеологические синонимы и варианты. Структурно-семантические типы фразеологизмов.
|
|
|
| Лекция
|
| Лексикография. Теоретические основы русской лексикографии. Типы словарей
|
|
|
|
| Практика
|
| Лексикография. Типы словарей
|
|
|
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине (2 курс)
|
|
|
3 курс
| | |
| Грамматика. Морфология
|
| Лекция
|
| Грамматика. Предмет грамматики. Морфология как грамматическое учение о слове
|
|
|
| Практика
|
| Морфология как грамматическое учение о слове
|
|
|
| Лекция
|
| Учение о частях речи в русской грамматической науке
|
|
|
| Практика
|
| Система частей речи в русской грамматике
|
|
|
| Лекция
|
| Морфология. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных.
|
|
|
| Практика
|
| Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных.
|
|
|
| Лекция
|
| Морфологические категории ИС. Категория рода имени существительного, её значение и способы выражения
|
|
|
| Практика
|
| Категория рода имени существительного
|
|
|
| Лекция
|
| Категория числа имени существительного, её значение и способы выражения. Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей.
|
|
|
| Практика
|
| Категория числа имени существительного
|
|
|
| Практика
|
| Категория падежа имени существительного
|
|
|
| Лекция
|
| Склонение имени существительного. Субстантивные и дополнительные типы склонений
|
|
|
| Практика
|
| Склонение имени существительного. Типы склонений.
|
|
|
| Практика
|
| Морфологический анализ имени существительного
|
|
|
| Лекция
|
| Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных
|
|
|
| Практика
|
| Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных
|
|
|
| Лекция
|
| Полные и краткие формы качественных имён прилагательных. Степени сравнения качественных имён прилагательных. Склонение имён прилагательных
|
|
|
| Практика
|
| Полные и краткие формы качественных имён прилагательных.
|
|
|
| Практика
|
| Степени сравнения качественных имён прилагательных.
|
|
|
| Практика
|
| Морфологический анализ имени прилагательного
|
|
|
| Лекция
|
| Имя числительное как часть речи (в широком и узком понимании термина). Лексико-грамматические разряды имён числительных
|
|
|
| Практика
|
| Имя числительное как часть речи
|
|
|
| Практика
|
| Лексико-грамматические разряды имён числительных
|
|
|
| Лекция
|
| Структурные типы имён числительных. Типы склонения числительных. Современные тенденции в склонении имён числительных
|
|
|
| Практика
|
| Склонение числительных.
|
|
|
| Практика
|
| Морфологический анализ имени числительного
|
|
|
| Лекция
|
| Местоимение. Вопрос о лингвистическом статусе местоимений в русской грамматике. Разряды местоимений по семантике. Склонение местоимений разных разрядов
|
|
|
| Практика
|
| Местоимение как часть речи
|
|
|
| Практика
|
| Разряды местоимений.
|
|
|
| Лекция
|
| Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Основы глагола. Продуктивные и непродуктивные классы глаголов
|
|
|
| Практика
|
| Глагол как часть речи. Инфинитив
|
|
|
| Практика
|
| Основы глагола. Классы глагола.
|
|
|
| Лекция
|
| Грамматические категории глагола. Категория вида. Перфективация и имперфективация.
|
|
|
| Практика
|
| Категория вида глагола.
|
|
|
| Лекция
|
| Категория переходности / непереходности глагола. Категория возвратности / невозвратности глагола.Категория залога.
|
|
|
| Практика
|
| Переходные и непереходные глаголы.
|
|
|
| Практика
|
| Категория залога.
|
|
|
| Лекция
|
| Категория наклонения глагола. Семантика и способы выражения категории наклонения
|
|
|
| Практика
|
| Категория наклонения глагола
|
|
|
| Лекция
|
| Категория времени глагола. Категория лица глагола. Безличные глаголы. Категория числа глагола.Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Недостаточные и изобилующие глаголы
|
|
|
| Практика
|
| Категория времени глагола.
|
|
|
| Практика
|
| Категория лица глагола. Безличные глаголы. Категория числа глагола
|
|
|
| Практика
|
| Спряжение глагола.
|
|
|
44, 45
| Практика
| 28, 29
| Морфологический анализ глагола
|
|
|
| Лекция
|
| Причастие. Вопрос о лингвистическом статусе причастий в русской грамматике. Причастие как особая форма глагола
|
|
|
47, 48
| Практика
| 30, 31
| Причастие как особая форма глагола
|
|
|
| Практика
|
| Морфологический анализ причастия
|
|
|
| Лекция
|
| Деепричастие и его морфологический статус. Грамматические категории деепричастия
|
|
|
| Практика
|
| Деепричастие как особая форма глагола
|
|
|
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине (3 курс)
|
|
|
4 курс
|
|
| Морфология
| 1, 2
| Лекция
| 1, 2
| Наречие как часть речи. Разряды наречий по семантике. Степени сравнения качественных наречий
|
|
|
| Практика
|
| Наречие как часть речи.
|
|
|
| Практика
|
| Морфологический анализ наречия
|
|
|
5, 6
| Лекция
| 3, 4
| Категория состояния. Вопрос о месте категории состояния в системе частей речи. Омонимия слов категории состояния и других частей речи
|
|
|
| Практика
|
| Категория состояния. Омонимия слов категории состояния и других частей речи
|
|
|
| Лекция
|
| Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования
|
|
|
| Практика
|
| Служебные части речи. Предлог.
|
|
|
10, 11
| Лекция
| 6, 7
| Союз. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования
|
|
|
| Практика
|
| Союз как служебная часть речи
|
|
|
| Лекция
|
| Частица. Разряды частиц по семантике, структуре и способам образования
|
|
|
| Практика
|
| Частица как служебная часть речи
|
|
|
| Лекция
|
| Модальные слова как особая часть речи. Разряды модальных слов по семантике и структуре
|
|
|
| Практика
|
| Модальные слова как особая часть речи.
|
|
|
| Лекция
|
| Междометие. Разряды междометий по семантике, структуре и способам образования
|
|
|
|
| Практика
|
| Разряды междометий по семантике, структуре и способам образования
|
|
|
| Синтаксис. Пунктуация.
|
| Лекция
|
| Синтаксис. Предмет синтаксиса. Вопрос о синтаксических единицах.
|
|
|
| Практика
|
| Вопрос о синтаксических единицах.
|
|
|
| Лекция
|
| Словосочетание. Вопрос о словосочетании в русском синтаксисе. Структурные типы словосочетаний по стержневому слову
|
|
|
| Практика
|
| Структурные типы словосочетаний.
|
|
|
23, 24
| Лекция
| 13, 14
| Виды синтаксической связи в словосочетании. Типы семантических отношений в словосочетании
|
|
|
| Практика
|
| Виды синтаксической связи в словосочетании.
|
|
|
| Практика
|
| Типы семантических отношений в словосочетании
|
|
|
| Лекция
|
| Предложение как единица синтаксиса. Предикативность.
|
|
|
28, 29
| Лекция
| 16, 17
| Структурная схема предложения. Парадигма предложения.
|
|
|
| Практика
|
| Структурная схема предложения.
|
|
|
31, 32
| Лекция
| 18, 19
| Двусоставное предложение. Структурные схемы простого предложения. Члены предложения
|
|
|
| Практика
|
| Двусоставное предложение.
|
|
|
34, 35
| Лекция
| 20, 21
| Главные члены предложения. Подлежащее, его типы и способы выражения
|
|
|
| Практика
|
| Подлежащее, его типы и способы выражения
|
|
|
37, 38
| Лекция
| 22, 23
| Сказуемое, его типы и способы выражения. Координация подлежащего и сказуемого.
|
|
|
39, 40
| Практика
| 16, 17
| Сказуемое. Простое, простое осложнённое, составное глагольное сказуемое.
|
|
|
| Практика
|
| Составное именное сказуемое
|
|
|
42, 43
| Лекция
| 24, 25
| Второстепенные члены предложения. Принципы классификации ВЧП. Определение.
|
|
|
44, 45
| Лекция
| 26, 27
| Дополнение. Обстоятельство. Синкретизм членов предложения
|
|
|
| Практика
|
| Определение. Приложение.
|
|
|
| Практика
|
| Дополнение. Обстоятельство.
|
|
|
| Практика
|
| Синкретизм второстепенных членов предложения
|
|
|
49, 50
| Практика
| 22, 23
| Синтаксический анализ предложения по членам.
|
|
|
51, 52
| Лекция
| 28, 29
| Односоставные предложения. Односоставные предложения сказуемостного типа
|
|
|
| Практика
|
| Односоставное предложение как структурно семантический тип простого предложения.
|
|
|
54, 55
| Практика
| 25, 26
| Односоставные предложения сказуемостного типа.
|
|
|
| Лекция
|
| Односоставные предложение субстантивного типа. Вопрос о генитивных предложениях
|
|
|
| Практика
|
| Односоставные предложение субстантивного типа.
|
|
|
58, 59
| Лекция
| 31, 32
| Неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Нечленимые предложения
|
|
|
| Практика
|
| Неполные предложения.
|
|
|
61, 62
| Лекция
| 33, 34
| Осложнённые простые предложения. Однородные члены предложения
|
|
|
| Практика
|
| Однородные члены предложения
|
|
|
| Практика
|
| Однородные члены предложения с обобщающим словом при них
|
|
|
65, 66
| Лекция
| 35, 36
| Предложения с обособленными членами. Общие и частные условия обособления
|
|
|
67, 68
| Практика
| 31, 32
| Предложения с обособленными определениями.
|
|
|
| Практика
|
| Предложения с обособленными дополнениями и обстоятельствами.
|
|
|
| Практика
|
| Пунктуация в предложениях с обособленными членами
|
|
|
| Лекция
|
| Поясняющие и уточняющие члены предложения
|
|
|
| Практика
|
| Поясняющие члены предложения
|
|
|
| Практика
|
| Уточняющие члены предложения
|
|
|
74, 75
| Лекция
| 38, 39
| Обращение. Вводные слова, сочетания слов и предложения. Вставные компоненты
|
|
|
76, 77
| Практика
| 37, 38
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения
|
|
|
| Лекция
|
| Порядок слов и актуальное членение предложения
|
|
|
| Практика
|
| Актуальное членение предложения
|
|
|
80, 81
| Лекция
| 41, 42
| Сложное предложение. Классификация сложных предложения в русском синтаксисе
|
|
|
| Практика
|
| Типы сложных предложения в русском синтаксисе
|
|
|
83, 84
| Лекция
| 43, 44
| Сложносочинённое предложение. Структурно-семантические типы ССП. Многочленные ССП
|
|
|
| Практика
|
| Синтаксический анализ многочленных ССП
|
|
|
| Лекция
|
| Сложноподчинённое предложение. Вопрос о классификации СПП
|
|
|
87, 88
| Лекция
| 46, 47
| Сложноподчинённые предложения нерасчленённой структуры
|
|
|
| Практика
|
| Сложноподчинённые предложения нерасчленённой структуры
|
|
|
90, 91
| Лекция
| 48, 49
| Сложноподчинённые предложения расчленённой структуры
|
|
|
| Лекция
|
| Сложноподчинённые предложения расчленённой структуры
|
|
|
| Практика
|
| СПП расчленённой структуры
|
|
|
| Практика
|
| СПП расчленённой структуры
|
|
|
95, 96
| Лекция
| 51, 52
| Сложноподчинённые многочленные предложения
|
|
|
| Практика
|
| Сложноподчинённые многочленные предложения с однородным и неоднородным подчинением
|
|
|
| Практика
|
| Сложноподчинённые многочленные предложения с последовательным подчинением
|
|
|
| Практика
|
| Синтаксический анализ сложноподчинённых многочленных предложений
|
|
|
| Лекция
|
| Бессоюзные сложные предложения. История вопроса в русском синтаксисе.
|
|
|
| Лекция
|
| Классификация БСП
|
|
|
| Практика
|
| Синтаксический анализ БСП
|
|
|
| Практика
|
| Пунктуация в БСП
|
|
|
| Лекция
|
| Сложные предложения с различными типами связи. Типы контаминированных сложных предложений
|
|
|
| Практика
|
| Типы контаминированных сложных предложений
|
|
|
| Практика
|
| Синтаксический анализ контаминированных сложных предложений
|
|
|
| Практика
|
| Средства передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Цитация. Диалог
|
|
|
| Практика
|
| Принципы русской пунктуации, их иерархия и взаимодействие
|
|
|
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине (4 курс)
|
|
|
ИТОГО аудиторных часов по дисциплине
|
|
|
| | | | | | | | | | |