Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления. Мы увидели скакающего во дворе всадника
Мы увидели скакающего во дворе всадника. Я дорожу друзьями, сознавающими свои ошибки. Побегам на станцию, может быть встретим ее там. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. В парке срубливали старые деревья. Мой папа копает ямы, чтобы потом можно было пролаживать трубы. На столе стоит букет цветущихся астр.
Вариант 18. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: обращение. 2. Объясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: дымный-дымовой; гусачий-гусячий; высший-вышний; благодарный-благодарственный; мертвевший-мертвивший; ломающий- ломящий. 3. Поставьте ударение в следующих словах: верба, гектар, демократия, деятельность, диагноз, диспансер, договор, дозвониться, документ, завидно, заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба, издавна, изобретение, изредка, индустрия, каталог. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: конвой, лабиринт, позитивист, унтертоны, фортепиано, экссудат, юмор, эхо, эльдорадо, форпост, тифлит, тифон, статуя, радиус, радиолог, паладин, палаш, профиль, тариф, экономика. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: дать, драть, жить, занять. Образец: дать - дал, дала, дало, дали. 6. Просклоняйте слова и словосочетания: мелодия, зимняя одежда, город Нежин, устья, счастье, планетарии. 7. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме наст.времени: Сосны вершинами (махать) приветно. Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Кликать) трубы молодого казака. Не пенится море, не (плескать) волна. Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). Выберите один из заключенных в скобки вариантов. В магазине был большой выбор чулок и (носок - носков). В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два - двадцать двух) учащихся. Ломоносов в юности был (рыбак - рыбаком). Посевы производились согласно (указаний - указаниям) агронома. В официальном приказе указано, что A.M. Сергеев в течение апреля был в (отпуске - отпуску). 9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Образ в литературном произведении (в отличие от других родов искусств) осуществлен в слове, в языке. Поэтому принципы словесной организации имеют такое большое значение для понимания художественного произведения. «Словесная ткань», язык произведения отнюдь не безразличны к идее, замыслу... Реализм Пушкина отличен от реализма других писателей не только по самому пониманию и видению действительности, но и по характеру образного, словесного выражения. Соответствие слова и образа идее, конкретность и изобразительная сила описаний и характеристик, верность исторической и национальной специфике — отличительные особенности повествовательной манеры Пушкина. Точность и предельный лаконизм языка пушкинской прозы выражали присущее Пушкину ясное и отчетливое движение мысли, постоянное стремление к глубокому познанию явлений. (Н. Степанов.) 10. Исправьте речевые недочеты в предложениях. Объясните причины их появления. Вася о чем-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учебы. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее - время позднее. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки. Вариант 19. 1. Опишите в речевых формулах одну жизненную ситуацию: благодарность. 2. 0бъясните значение слов-паронимов. Составьте с этими словами предложения: микроскопический-микроскопичный; леденевший-леденивший; кулацкий-кулачный; иронический-ироничный; злость-злостность; дурея- дурнея. 3. Поставьте ударения в следующих словах: каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, красивее, кремень, лыжня, магазин, медикаменты, молодёжь, монолог, намерение, недоимка, некролог, ненависть. 4. Укажите значение следующих заимствованных слов: элювий, эмбарго, хескер, фенакит, феллахи, спирант, спираль, спорангий, ренессанс, религия, рафинад, ралли, монорельс, кулисы, кулон, зенит, зимаза, жюри, графит, грамм. 5. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени (в ед.ч. жен., муж., сред, роде, форму множ.ч.), поставьте ударение: звать, лить, нажить, нанять. Образец: звать - звал, звала, звало, звали. 6. Просклоняйте слова и словосочетания: носки, баклажаны, свечи, Англия, медвежья берлога, город Киев. 7. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме наст.времени: (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Мороз слегка (щипать) за щёки. Всё (дремать), но (дремать) напряжённо-чутко....Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вокруг огромных скал. Опять сомненье душу (глодать). Выберите один из заключенных в скобки вариантов. Основные факторы эволюции органического мира были описаны (Дарвином - Дарвиным). Место лесоразработок находится в (полутораста километров - полутораста километрах) от станции железной дороги. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком (среди - по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы». Движение на дороге было прервано (благодаря - из-за) неосмотрительности стрелочника. На ближайший поезд билеты с (плацкартом - плацкартой) уже проданы. 9. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Определите, каким типом речи является текст. Пушкин — это душа, открытая людям. Пушкин — это мгновенный отклик на дружбу и любовь. Пушкин — это все струны русской лиры: от мечтательно- грустной до ликующе-радостной. Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-либо из многочисленных пушкинских качеств. Так, Некрасов развивает народно-песенную стихию, Лев Николаевич Толстой — эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира, Алексей Константинович Толстой — сюжетно- драматическую стихию, Фет — пейзажно-лирическую, Блок — напряженно- раздумчивую, трагедийную, Ахматова — сосредоточенно-личную. Далекое и недостижимое свечение пушкинского стиха всегда обнадеживало нашу поэзию, оказывало на нее самое благотворное влияние. Оказывало и оказывает. Без Пушкина никуда не ринешься, ни на что не отважишься в нашей культуре. Он всегда рядом. Нет, впереди. «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» — воскликнул двадцатилетний Пушкин. Главные свершения его жизни были еще впереди. Ему еще оставалось семнадцать лет жизни... Пушкин не только тревожит сердце, он врачует сердечные раны, советует, подсказывает, озаряет, он ведет за собой! (Л. Озеров.)
|