Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мужчин и женщин в организации
В настоящее время все чаще в топ-менеджменте можно встретить женщину-руководителя. Выделяется особая прослойка «деловых женщин». Особенно это заметно в развитых странах. Уже в начале XXI века в США женщинам принадлежало более 50 % денежных средств страны, на них было выписано более 65 % счетов, им принадлежало 57 % ценных бумаг, 74 % домов. Проблема участия женщин в управлении актуальна и для России. На протяжении многих десятилетий наблюдалось преобладание женского населения. Число занятых женщин растет в связи с проникновением в новые сегменты рынка. Многие женщины стремятся к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры. Гендерные аспекты затрагивают особенности различных стилей руководства, межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и черт интеллекта. Исследования показывают, что по ряду показателей имеются существенные различия. В результате было доказано, что женщины обладают качествами, которые указывают на их вполне благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности (табл. 5.5).
Таблица 5.5 Гендерные отличия в управленческой деятельности
Анализ данных показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают явными преимуществами для успешного управления. Многие исследователи, ученые, психологи предпринимают попытки представить деятельность женщины-руководителя как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления - «железная леди» и «старшая сестра». «Железная леди» холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Она строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них, главным образом, профессиональные способности. «Старшая сестра» опирается на коллективные формы принятия решения, поощряет дискуссии и полемику. Она предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги, как она сама. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для нее важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу. Оба типа женщины-руководителя являются прямо противоположными. В практике управления они дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению «женщины-менеджера». При всех преимуществах женского управления замечено, что мужской стиль более эффективен при решении как простых задач, так и в ситуациях высокой неопределенности. Женский стиль эффективен в рутинной работе. На высших уровнях руководства предпочтительнее мужчины, на средних – женщины. Таким образом, использование гендерного подхода к управлению актуально и целесообразно в современных условиях и имеет практическую значимость.
Контрольные вопросы 1. Кого называют руководителем? 2. В чем заключается управленческая функция «руководство»? 3. В чем отличие деятельности функциональных и линейных руководителей? 4. Какие основные задачи решает руководитель? 5. Какие требования предъявляются к современному руководителю? 6. Какая из групп качеств руководителя самая главная? 7. Какими путями приобретается авторитет руководителя? 8. Чем отличаются методы руководства от стилей руководства? 9. Какие параметры лежат в основе определения различных стилей руководства? 10. В каких условиях наиболее приемлем авторитарный, демократический, либеральный стиль?
|