Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы российского федерализма по Конституции РФ.
Россия является федеративным гос-вом. Принципы российского федерализма: 1) государственная целостность (право на выход не имеют); 2) единство системы гос-ной власти; 3) распределение компетенции между федеральной властью и властью субъектов федерации. Ст. 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
1. Гос-ная целостность РФ. Гос-ная целостность - неотъемлемый признак суверенного гос-ва. Гос-ная целостность федеративного гос-ва гарантируется тем, что гос-ный суверенитет как верховенство и независимость гос-ной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ. РФ имеет единую территорию в пределах гос-ной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.
2. Единство системы гос-ной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов гос-ной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей гос-ной политики.
3. Провозглашение равноправия субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что РФ состоит из равноправных субъектов РФ (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами гос-ной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом РФ прав и обязанностей.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от РФ с созданием собственного гос-ва. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов РФ как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права. Во втором случае нация выступает как территориально-политическая общность, формирующая суверенное гос-во. В этом смысле можно говорить о «российской нации», «российском народе» как о совокупности всех проживающих на территории РФ граждан (независимо от национальности).
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос-ной власти РФ и органами гос-ной власти субъектов РФ. Существование двухуровневой системы органов гос-ной власти в РФ предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.
|