![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обсуждение.
После завершения всех игровых эпизодов проводится общее обсуждение. Сначала — ролей, затем — более отвлеченное обсуждение тех вербальных и невербальных реакций, которые удалось отследить у участников. Большое внимание нужно уделить чувствам, которые возникали и у администраторов, и у наблюдателей по ходу разыгрывания той или иной позиции и легенды. Вопросы: 1. какие вербальные и невербальные реакции, свидетельствовали о выбранной позиции? 2. Какая позиция просителей оказалась лично для вас наиболее приемлемой (вопрос администраторам), а как показалось наблюдателям? 3. Для каких ситуаций общения может быть эффективно применение той или иной межличностной позиции?
Основная литература 1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 640 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=220529 2. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=313109 3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб [и др.]: Питер, 2009. - 583 c. Дополнительная литература 1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А./ Е.В.Андриенко. – М.: Академия, 2011. – 264 с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302с. 3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007. - 576 с. 4. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. – 200 с. 5. Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина.— 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.— 416c 6. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 2000.- 343с. 7. Иванченко, Е.А.Стратегия поведения в конфликтной ситуации / Е.А. Иванченко // Социальная педагогика: журнал.— Б.м. — 2012.— №3.— С. 52-56. 8. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2006. – 544 с. 9. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 608 с. 10. Латынов В.В. Коммуникативное воздействие: принципы, закономерности, эффекты / В.В. Латынов // Психологический журнал. — 2012.— №5.— С. 16-27. 11. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 368 с. 12. Михайлов, Л.А. Введение в психологию общения: Невербальные средства общения: Учебное пособие / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, В.А. Губин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 106 с. 13. Психология и этика делового общения: Учебник для студ. вузов / под ред. В.Н.Лавриненко.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2005.- 415с. 14. Фаст, Дж.Язык тела: азбука человеческого поведения / Джулиус Фаст; [пер. с англ. Л.А. Игоревского].— М.: Центрполиграф, 2006.— 208 c.
Занятие 4: Вербальная и невербальная коммуникация, с использованием методов активного обучения – игровые упражнения и ролевые игры (2 час.) План: 1. Вербальная коммуникация и ее структура. 2. Невербальная коммуникация: 1) оптико-кинетическая система; 2) пара- и экстралингвистическая системы; 3) организация пространства и времени коммуникативного процесса.
Метод активного обучения: игровые упражнения и ролевые игры Цель занятия - углубить полученные па лекциях знания о вербальной и невербальной коммуникации. Студены осуществляют подготовку к занятию, опираясь на пункты плана и список литературы. При подготовке к практическому занятию студентам необходимо внимательно изучить материал лекции, учебника, монографий и статей. По каждому вопросу плана четко вычленить основную его идею и продумать схему ответа. Ход занятия В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд игровых заданий, раскрывающих специфику коммуникативной стороны общения. Занятие состоит из двух этапов. Этап 1. Актуализация знаний, полученных на лекциях, посвященных проблеме «Общение». Основная задача данного этапа: помочь студентам вспомнить содержание основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме. «Терминологическая разминка» может быть проведена в форме блиц-опроса. 1. Дайте определение вербальной и невербальной коммуникации. 2. Назовите основные каналы невербальной коммуникации. 3. Дайте характеристику оптико-кинетической системы коммуникации. 4. Что включает в себя пара- и экстралингвистическая системы? 5. Какую роль играет в общении организация пространства и времени коммуникативного процесса. 6. Назовите коммуникативные барьеры. Этап 2. Выполнение игровых упражнений раскрывающих специфику коммуникативной стороны общения. Упражнение 1. «Передай сообщение вербальными средствами». Задачей данного упражнения является исследование процесса искажения информации при ее неоднократной передаче вербальными средствами. Для демонстрации этого процесса используется известная детская игра «Испорченный телефон». Ход игры: Все студенты, кроме одного, на время покидают помещение. Преподаватель передает оставшемуся студенту сообщение, содержащее много единиц информации: имена, цифры, даты, названия, события и т. д. Например: «Передайте, пожалуйста, Константину, чтобы он забрал из Настю из школы в 17: 00 и доплатил 200 рублей за учебники. Звонил Иван Николаевич. Он прилетает из Москвы в 21: 00 вечера, и его нужно встретить в аэропорту. Если Константин не сможет, пусть позвонит и сообщит брату до 17: 00, не позже. Встреча с партнерами по делу Иванова переносится па три дня, у них юрист заболел. Да, всем привет от Марины Сергеевны!» Студенты возвращаются по одному, прослушивают сообщение и передают следующему входящему. Каждый может задать уточняющие вопросы и записать, если захочет. Однако в инструкции преподаватель об этом не напоминает. В процессе игры большинство студентов имеют возможность наблюдать за процессом искажения информации во время ее передачи. Обсуждение. По окончании игры каждый высказывается о тех трудностях, с которыми он столкнулся при передаче сообщения, рассказать о тех приемах, которыми он воспользовался для сохранения информации. После этого студентам предлагается разделиться на две группы, которые в течение 10 минут в режиме мозгового штурма будут составлять списки коммуникативных барьеров. В результате первая группа должна назвать как можно больше факторов, порожденных объективными социальными причинами (место и время встречи, присутствие третьих лиц, социальные, профессиональные, политические, религиозные различия и т. д.), а другая группа — список факторов, носящих более выраженный психологический характер (индивидуальные психологические особенности коммуникаторов, отношения партнеров по общению, контекст коммуникации и т. д.). Для стимуляции рабочего настроения можно смоделировать ситуацию соревнования, предложив группам по очереди называть коммуникативные барьеры. Победившей станет группа, перечислившая больше факторов, препятствующих эффективной коммуникации. Упражнение 2. Разговор через стекло (передай сообщение невербальными средствами) Перед выполнением упражнением важно заострить внимание студентов на том, что успешная коммуникация предполагает эффективное использование средств общения. Для этого можно обсудить различие между вербальной и невербальной коммуникацией, а также выполняемые ими функции. Ход игры: Участники разбиваются на пары. Ведущий: " Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте. Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное. Обсуждение. После игры обсуждаются возможности и ограничения невербальных средств коммуникации. Упражнение 3. Передать одним словом (передай сообщение невербальными средствами) В общении не малую роль играет интонация. Например, одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному. Ход игры: преподаватель раздает студентам карточки, на которых написаны названия эмоций, а студенты, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Список эмоций: Радость. Удивление. Подозрительность. Холодное равнодушие. Заинтересованность. Уверенность. Усталость. Волнение. Энтузиазм. Страх. Хитрость. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Горе-страдание. Стыд. Вина. Смущение. Рефлексия: Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? Упражнение 4. Исследование личного пространства (осознание значения межличностной дистанции) Преподаватель напоминает студентам о значении межличностной дистанции в достижении целей конкретного взаимодействия. У разных людей личная дистанция может быть выражена по-разному: кто-то предпочитает сохранять большую дистанцию, кто-то стремится сократить расстояние. Способность определить оптимальную дистанцию, отвечающую целям межличностного взаимодействия и индивидуальным предпочтениям партнера, — важное коммуникативное умение. На формирование данного умения студентам предлагается данное упражнение. Ход игры: Студенты рассчитываются на «первый-второй». «Первые» должны встать напротив «вторых». Упражнение выполняется молча. Сначала каждый «первый» должен попробовать медленно сокращать дистанцию между собой и «вторым» до момента, пока не почувствует барьер партнера или свой. После этого важно обсудить с партнером следующие вопросы: Какая дистанция была оптимальной? Правильно ли и вовремя ли был воспринят сигнал о необходимости прекратить сокращение дистанции? Затем пары меняются партнерами и упражнение повторяется. После этого группа обсуждает следующие вопросы: Изменилась ли дистанция при смене партнеров? Почему это произошло? Какие факторы влияют на выбор дистанции? Подведение итогов. В конце занятия студенты делают выводы.
Основная литература 1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 640 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=220529 2. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 256 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=313109 3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб [и др.]: Питер, 2009. - 583 c. Дополнительная литература 1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А./ Е.В.Андриенко. – М.: Академия, 2011. – 264 с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302с. 3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007. - 576 с. 4. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. – 200 с. 5. Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина.— 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.— 416c 6. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 2000.- 343с. 7. Иванченко, Е.А.Стратегия поведения в конфликтной ситуации / Е.А. Иванченко // Социальная педагогика: журнал.— Б.м. — 2012.— №3.— С. 52-56. 8. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2006. – 544 с. 9. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 608 с. 10. Латынов В.В. Коммуникативное воздействие: принципы, закономерности, эффекты / В.В. Латынов // Психологический журнал. — 2012.— №5.— С. 16-27. 11. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 368 с. 12. Михайлов, Л.А. Введение в психологию общения: Невербальные средства общения: Учебное пособие / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, В.А. Губин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 106 с. 13. Психология и этика делового общения: Учебник для студ. вузов / под ред. В.Н.Лавриненко.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2005.- 415с. 14. Фаст, Дж.Язык тела: азбука человеческого поведения / Джулиус Фаст; [пер. с англ. Л.А. Игоревского].— М.: Центрполиграф, 2006.— 208 c.
Занятие 5: Межличностный конфликт, как частный случай взаимодействия (2 час.) План: 1. Понятие «межличностный конфликт». 2. Причины межличностных конфликтов. 3. Классификации межличностных конфликтов. 4. Динамика конфликта.
Основная литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева. - М.: РГИУ, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 640 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=220529 3. Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие / Е.А. Земедлина. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 141 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М»- Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=368679 4. Козырев, Г.И. Конфликтология [Электронный ресурс]: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М»- Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=185227 Дополнительная литература 1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А./ Е.В.Андриенко. – М.: Академия, 2011. – 264 с. 2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ 2000. - 551 с. 3. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. 4. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособия для системы повышения квалификации. - 3-е изд. / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Университетское, 2002. – 318 с. 5. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с. 6. Хрестоматия по социальной психологии [Электронный ресурс], Ч. 2. Социальная психология личности: для фак. нач. классов отделения " Социальный педагог": в 2-х ч. / сост. Л.Г. Сидорова.— Уссурийск: УГПИ, 2009.— 1 электронный опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Windows. 7. Хрестоматия по конфликтологии / Сост. С.А. Попова, Т.В. Слинькова. – Уссурийск: Издательство Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2013. – 112 с.
Занятие 6: Стили взаимодействия в конфликте (2 час.) План: 1. Различные подходы к классификации стратегий поведения в конфликте. 2. Характеристика стилей взаимодействия в конфликте К.У. Томаса и Р.Х. Кильменна. 3. Эффективность использования различных стилей в зависимости от ситуации и характера личности человека. 4. Тактики взаимодействия в конфликтной ситуации. Основная литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева. - М.: РГИУ, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 640 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М» - Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=220529 3. Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие / Е.А. Земедлина. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 141 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М»- Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=368679 4. Козырев, Г.И. Конфликтология [Электронный ресурс]: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. // ЭБС znanium.com НИЦ «ИНФРА-М»- Режим доступа: https://znanium.com/bookread.php? book=185227 Дополнительная литература 1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А./ Е.В.Андриенко. – М.: Академия, 2011. – 264 с. 2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ 2000. - 551 с. 3. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. 4. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособия для системы повышения квалификации. - 3-е изд. / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Университетское, 2002. – 318 с. 5. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с. 6. Хрестоматия по социальной психологии [Электронный ресурс], Ч. 2. Социальная психология личности: для фак. нач. классов отделения " Социальный педагог": в 2-х ч. / сост. Л.Г. Сидорова.— Уссурийск: УГПИ, 2009.— 1 электронный опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Windows. 7. Хрестоматия по конфликтологии / Сост. С.А. Попова, Т.В. Слинькова. – Уссурийск: Издательство Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2013. – 112 с.
Занятие 7: Конфликты в условиях педагогической деятельности, с использованием метода активного обучения – анализ конкретных ситуаций (2 час.) План: 1. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов. 2. Причины и типы педагогических конфликтов. 3. Методы разрешения педагогических конфликтов. 4. Игровые методы коммуникативного воспитания.
Метод активного обучения – анализ конкретных ситуаций Цель: актуализировать знания учащихся, полученных на лекции, по проблеме конфликтов в условиях педагогической деятельности, сформировать умение использовать теоретические знания в решении практических задач. Критериями оценок результатов работы студента на практическом занятии являются: 1. Уровень освоения студентами учебного материала. 2. Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач. 3. Обоснованность и четкость изложения ответа. Студентам предлагаются конфликтные ситуации, анализ которых они представляют в табличной форме.
|