Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВОПРОС. 39. В работе также использовались материалы диссертаций, посвященных взаимодействию государства и институтов гражданского общества
B.И. Крусс, O.E. Кутафин, В.В. Лапаева, В.О. Лучин, А.П. Любимов, В.Д. Мазаев, Г.В. Мальцев, Н.В. Мамитова, H.A. Михалева, Л.А. Морозова, Т.Г. Морщакова, Л.А. Окуньков, A.M. Осавелюк, Ю.В. Пуздрач, Ф.М. Рудинский, О.Г. Румянцев, А.Х. Саидов, В.К. Самигуллин, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Е.Ю. В.Е. Чиркин, Т.М. Шамба, Б.С. Эбзеев, A.И. Экимов и др. В работе также использовались материалы диссертаций, посвященных взаимодействию государства и институтов гражданского общества, а также правовым механизмам обеспечения равновесия интересов человека, общества и государства Н.В. Андрианова, Т.К. Байковой, П.П. Баранова, B.Н. Влазнева, С.И. Глушковой, П.П. Глущенко, Л.Ю. Грудцыной, A.B. Зарицкого, И.Ж. Искакова, С.В. Калашникова, И.Н. Корешковой, М.Р. Кулиева, В.О. Лучина, А.Н. Просвиркина, А.И. Рябко, С.Т. Сергеева, Г.А. Смагина, К.А. Струсь, В.А. Увачева, E.H. Хазова, И.И. Ялалова. Нормативная база исследования включает в себя законодательные акты Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также правоприменительную практику - постановления Конституционного Суда РФ. В работе использованы Конституция Российской Федерации, Европейская Хартия местного самоуправления, федеральные конституционные и федеральные законы, затрагивающие вопросы формирования элементов гражданского общества, Указы Президента Российской Федерации, постановления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Особая роль отведена анализу Федеральных законов: № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федерального № 82-ФЗ от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях», Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», № 1Э1-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других. Научная новизна исследования обусловлена предметом диссертационного исследования, намеченными задачами и состоит в том, что на основе анализа, обобщения и систематизации теоретических и нормативных материалов, положенных в основу исследования, дается целостное концептуально оформленное представление о сущности гражданского общества, его субъектном составе и правовом механизме реализации интересов этих субъектов через соответствующие правовые институты, в современной России. В диссертации предложено определение гражданского общества, определен его субъектный состав, дана классификация^ институтов гражданского общества в современной России, выявлены основные проблемы, связанные с формированием гражданского общества-и его институтов в современной-России, взаимоотношений субъектов гражданского общества с государством, намечены основные направления повышения эффективности конституционно-правового регулирования процесса формирования- гражданского общества в Российской Федерации. Положения, выносимые на защиту: 1) обоснование положения о том, что гражданское общество - это не только организационная, но и качественная характеристика общества. Сущность гражданского общества заключается не в формировании каких-либо особенных негосударственньк субъектов, способных противостоять произволу государства, а в придании существующим субъектам гражданского общества таких качественных параметров, которые позволяли бы им активно влиять на государство. Субъектами конституционно-правовых отношений в рамках реализации идеи гражданского общества являются: 1) личность, 2) семья, 3) общественные объединения, 4) органы местного самоуправления. Аргументирован вывод о том, что с учетом российских этнокультурных и социальных особенностей должна быть выбрана специфическая национальная модель социального взаимодействия между личностью, элементами гражданского общества и институтами государства, отвечающая интересам всех субъектов общественно-политического процесса. И эта модель должна соответствовать не западному образцу, а российским реалиям; 2) на основе анализа научных исследований гражданского общества сделан вывод о том, что наиболее общими качественными параметрами, лежащими в основе любого гражданского общества, в контексте их влияния на конституционно-правовые отношения, независимо от специфики той или иной страны, являются: - самостоятельность субъектов гражданского общества, выражающаяся в их самоорганизации без постороннего влияния и в самоуправлении делами по собственной инициативе; - независимость субъектов гражданского общества от государства, выражающаяся в ограниченных правовыми нормами способах и методах воздействия со стороны государства на процесс их формирования и деятельности; - активность субъектов гражданского общества, проявляющаяся в их энергичных действиях в сфере конституционно-правовых отношений; - наличие в конституционно-правовых институтах правовых норм, направленных на взаимное сдерживание деятельности субъектов гражданского общества и государства, своеобразных ограничений, удерживающих их в определенных правовых пределах; - наличие у субъектов конституционно-правовых отношений в рамках гражданского общества правового инструментария для эффективного воздействия на те субъекты, которые нарушают существующий в обществе баланс интересов всех участников таких правоотношениях; 3) сформулировано авторское определение гражданского общества: «Гражданское общество - это качественное состояние общества, которое позволяет обеспечить баланс взаимодействия государственных, общественных и частных интересов, сформировать и обеспечить эффективное действие механизма «равновесия» между государством и субъектами гражданского общества их самостоятельность и независимость друг от друга, а также эффективное взаимодействие и на этой основе субъекты гражданского общества осуществляют постоянный контроль за деятельностью государства и его органов»; 4) конституционно-правовые нормы, регламентирующие деятельность органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование деятельности гражданского общества и обеспечивающих защиту их законных прав и интересов, можно объединить в институт обеспечения государственных интересов в деятельности гражданского общества. В«диссертации также обосновывается существование конституционно-правового института обеспечения частных интересов личности (как элемента гражданского общества) и института обеспечения общественных интересов в деятельности гражданского общества; 5) одним из важнейших условий эффективного функционирования гражданского общества является наличие в конституционно-правовом механизме взаимодействия государства и гражданского общества баланса интересов, представляющего собой, с одной стороны, совокупность правовых и организационных регуляторов и ограничений в отношении конкретных государственных органов и государства в целом (т.е. своеобразную систему институтов народного контроля за деятельностью государства), с другой стороны, совокупность правовых ограничений, установленных государством в отношении негосударственных субъектов гражданского общества. Полноценное и тщательно регламентированное конституционно-правовое регулирование баланса интересов государственных и гражданских общественных институтов является необходимым условием их эффективного функционирования и равноправного взаимодействия; 6) в системе конституционно-правовых отношений государства и субъектов гражданского общества государство занимает особое место, поскольку именно оно обладает полным набором правовых и организационных инструментов, с помощью которых не' только ограничивает частные и общественные интересы субъектов гражданского общества, но и может активно воздействовать на них. Субъекты-же гражданского общества наделеныг только правом создавать, барьеры, влияющие и ограничивающие государственные интересы путем формирования, а также участия в формировании органов государственной власти, позволяющих активно воздействовать на государство. Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы раскрывают юридическое- содержание понятий «институты гражданского общества», «элементы, конституционно-правового механизма обеспечения баланса частных, общественных и государственных интересов в гражданском обществе», развивают и дополняют понятийный материал, который, может быть использован в дальнейших научных исследованиях, включая^ роль институтов гражданского общества в обеспечении конституционно-правовых отношений вРФ: Практическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы, и сформулированные на их основе практические предложения, касающиеся особенностей реализации организационно-правового механизма взаимодействия^ институтов гражданского общества в России, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности органов государственной- власти и институтов гражданского общества. Научная концепция формирования и деятельности институтов гражданского общества способствует их полноценному становлению и развитию с учетом политических, правовых и социально-экономических реалий современной России и в целях наиболее эффективного и полного обеспечения интересов личности.
|