Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС. 41 Концепции правового государства






Концепция правового государства сложилась не сразу и относительно недавно, а само понятие было введено в научный оборот в немецкой юридической науке лишь в начале XIX в. Впервые термин der Rechtstadt – правовое государство ввели в научный оборот К. Велькер (1813), Ф. Фон Алетик (1824), Р. фон Моль (1829). Поэтому говорить об идее правового государства в античности или средневековье нельзя. В то время не было и самого термина «государство», а его эквивалентами были понятия «полис», «царство», «княжество», «земля» и др. Речь в античном мире шла не о правовом государстве, а о наилучшей форме государственного устройства. Однако, некоторые идеи, высказанные в то время, вошли составными частями (признаками) в будущую концепцию правового государства (идея господства Закона у Платона; идея смешанной формы правления у Платона, Аристотеля, Полибия и др.). В эпоху нового времени были предложены и обоснованы идеи разделения властей (Д. Локк, Ш. Л. Монтескье). Философские основы правового государства были разработаны И. Кантом (1724–1804). Они вытекали из семи принципов его политической философии: свободы, равенства, верховенства права, республиканизма, гласности, справедливости и федерализма.

Принцип свободы является центральным в философии Канта. Причем, свободу он понимал, как правовое внешнее явление, т. е. «как правомочие делать все, что угодно, если только не нарушать чьего-либо права». Дефиниция внешней правовой свободы отдельного индивида определялась как «… правомочие не повиноваться никаким внешним законам, кроме тех, на которые я мог бы дать свое согласие». Свобода в рамках правового государства не предусматривает, в первую очередь, свободу критики высказывать мнения о справедливости распоряжения государя по отношению к обществу.

Принцип равенства. Равенство в государстве Кант понимал, как «… такое отношение его граждан, когда каждый может обязать к чему-либо другого юридически, только если он сам подчиняется закону, требующему, чтобы и его могли обязать таким же образом».

Принцип верховенства права. Как такового принципа Кант не выделяет, но он вытекает из основных его идей при построении правового государства и вечного мира между государствами. «Устройство, – подчеркивает Кант, – установленное, во-первых, согласно с принципами свободы членов общества (как людей), во-вторых, в соответствии с осново положениями о зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в-третьих, по закону равенства всех (как граждан государства), есть устройство республиканское – единственное, проистекающее из идеи первоначального договора, на который должно быть основано всякое правовое законодательство народа».

Принцип республиканизма это тот принцип, которому должны подчиниться все государства при достижении вечного мира. «Гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским», – подчеркивал Кант. Он считал республиканскую форму государственного устройства самой лучшей, так как она, по его мнению, «… берет свое начало в чистом источнике права». Республиканизм, – по Канту, – есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной».

Принцип гласности (публичности). В каждом правовом государстве гласность возможна и необходима. Кант считал, что «… без гласности не могла бы существовать никакая справедливость (которая может мыслиться только публично известной), стало быть, и никакое право, которое исходит только от нее».

Принцип справедливости это тот принцип, который возможен только в правовом государстве, где все равны, независимо от занимаемой должности и своего происхождения, перед законом.

Принцип федерализма. Он должен лечь в основу территориального устройства будущего содружества государств.

Исходя из этих принципов, Кант дает определение правового государства: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». «Государство, – писал он, – это сообщество людей, повелевать и распоряжаться которым не должен никто, кроме него самого».

В соответствии с такими определениями государства Кант разработал шесть условий для их перехода к мировому сосуществованию.

1. Заключая мирный договор, ни одно государство не должно втайне сохранять желание вступить в войну, а также должны быть ликвидированы все основания для будущей войны.

2. Ни одно государство не должно быть насильственно уничтожено, продано, присоединено.

3. Должны быть ликвидированы постоянные армии.

4. Государственные долги государства не должны быть использованы как повод для их политического закабаления.

5. Невмешательство одного государства во внутренние дела другого или других государств.

6. Каждое государство, ведущее войну с другим государством, должно отказаться от диверсий, террористических актов и пропаганды на территории своего соперника, так как это делает «… невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира…».

Добившись предварительного перемирия, государства, по мысли Канта, могли бы договориться и о вечном мире. «Состояние мира между людьми, живущими по соседству, — подчеркивал Кант, — … должно быть установлено». Для этого необходимо:

1. Установить во всех государствах республиканскую форму правления, так как в республике объявляют (начинают) войну с согласия граждан, поскольку глава государства есть первый среди равных, а в монархическом государстве глава государства есть собственник своего народа.

2. Чтобы «международное право было основано на федерализме свободных государств». Союз всех государств Кант называл союзом мира, который бы… стремился положить конец всем войнам. «Можно показать осуществимость (объективную реальность этой идеи федерации, – писал он, – которая должна постепенно охватить все государства и привести таким образом к вечному миру».

3. «Право всемирного государства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства».

Во времена Канта, когда господствующей государственной формой в Европе была монархия, говорить о всеобщей республиканизации, значит, призывать к революции.

Но республиканскую форму правления он считал единственной, которая соответствует праву людей. Установить ее, а тем более сохранить трудно, так как люди обладают эгоистическими наклонностями. Проблему государства он считал разрешимой. Она, по его мнению, стоит в разумном расположении определенного числа «… разумных существ, которые в совокупности нуждаются для поддержания жизни общих законов, но каждый, из которых в тайне хочет уклоняться от них; так организовать их устройство, чтобы, не смотря на столкновение личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении людей результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений».

Во втором добавлении к работе Кант исследовал проблему соотношения политики и морали. Причем, в первой части он показал очень удачно расхождение между моралью и политикой.

1. Политики не упускают случая, благоприятствующего захвату новых территорий, подыскивая затем оправдания этим захватам.

2. Отрицают свою виновность в совершенных ими преступлениях.

3. Стремятся к независимости от собственного народа и от тех, кто их произвел на высокий пост, прибегая к развязыванию «раздоров и ссор, даже гражданской войны», т. е. разделяй и властвуй.

Кант перечислил пункты согласия политики и морали. Это отказ от применения насилия (силы) в борьбе за справедливость, восстановление нарушенного права.

«Все максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой». Истинные задачи политики должны соответствовать общей цели общества (счастью).

При соблюдении этих положений по Канту, а также при заключении мирного договора между народами, возможно наступление вечного мира на земле.

Однако жизнь, практика доказали, что нельзя достигнуть вечного мира, как и изобрести вечный двигатель. В обществе, а тем более в межгосударственных отношениях существует ряд противоречий, которые являются историческими, неустранимым. К их числу относятся противоречия между трудом и капиталом.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Право и мораль имеют у него один источник – критический разум человека, и единую цель – подтверждение всеобщей свободы.

Несмотря на этический характер, учение И. Канта оказало сильное влияние на развитие теории правового государства в Германии, а затем и в других странах. Причем, в Германии эти идеи развивались как консерваторами (А. Мюллером, Ф. Шталем), так и либералами (Р. фон Молем, В. Велькером, Р. Гнейстом и др.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал