Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ббк 85. 11, 72. 6(2)241Стр 1 из 65Следующая ⇒
Учебное издание
Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов Избранные проблемы архитектурной типологии
М.Ю. Лимонад, Е.А. Ильина Проблемы подготовки научного работника-архитектора Рекомендовано Архитектурным факультетом ГУЗ и НТС НПКФ «МаВР» в качестве учебно-методического пособия для студентов магистратуры, аспирантов и соискателей по специальности 05.23.21 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности» Версия вторая, дополненная Москва МаВР -- ГУЗ 2012 УДК 72.01, 72.012 ББК 85.11, 72.6(2)241
Рецензенты:
Авторы: М.Ю. Лимонад, Е.А. Ильина Рецензент: С.В. Ильвицкая Рисунки выполнены М.Ю. Лимонадом А 1 -- М.Ю. Лимонад, «Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов» Избранные проблемы архитектурной типологии Проблемы подготовки научного работника-архитектора: Учебное пособие для ВУЗов/М.Ю. Лимонад, Е.А. Ильина – М.: Издательство МаВР -- ГУЗ, 2012, -- 250 с.: ил.
Ход становления квалификации начинающего учёного-архитектора показан в виде серии проблем подготовки научного работника-архитектора в аспирантуре и путей их решения. Изложены общие понятия об основных категориях науки и научного метода, проблем науки, понятий «архитектурное исследование» и «архитектурная диссертация» в теоретическом, нормативном и практическом значениях, рассмотрены понятия науки, диссертации, отчёта о научно-исследовательской работе с объективных и субъективных позиций. Обоснован ряд новых научных направлений, в том числе, теория проблем науки, теория архитектуры в целом и зданий в частности, гештальт-типологии архитектурного облика. Дан краткий обзор теоретических направлений современной типологической архитектурной науки. Особое внимание обращено на проблемы функциональной и образной архитектурной типологии зданий, сооружений и комплексов. Процесс обучения в аспирантуре архитектора рассмотрен с точки зрения извечных актуальных проблем, встающих перед начинающим учёным-архитектором и проблем современных, но временных, вытекающих из текущего периода архитектурной науки и деятельности аспирантуры. Приведены законодательные и нормативные документы, рекомендации по преодолению и решению проблем в ходе обучения в архитектурной аспирантуре и подготовке архитектурной диссертации. Для аспирантов и соискателей архитектурных ВУЗов и НИИ. Учебное пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры архитектуры (протокол № от 28.02.2010 г.).
© ГУЗ, 2012
© МаВР, 2012
© М.Ю. Лимонад, 2012
Содержание Стр.
Любимым своим учителям и студентам посвящаю Автор Авторское Предисловие
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов-архитекторов, постигающих курс магистра, архитекторов-аспирантов и архитекторов-соискателей. Жизнь ставит перед ними ряд проблем – трудно решаемых задач, иногда очень трудно. Пособие проявляет многие проблемы и пытается помочь их решить. При этом здесь нет прямых подсказок. Помощь заключается в ознакомлении с обязательными требованиями к диссертациям и диссертантам, в нахождении вариантов решения, в полезных советах начинающим научным работникам. В соответствии с инновациями в области архитектурного образования началась подготовка магистров. Это не просто архитекторы, а люди прошедшие начальную научную подготовку. Магистров, аспирантов и соискателей ожидает подготовка как научных работников-архитекторов, они могут стать учёными или педагогами. Могут и не стать. Это зависит, в значительной мере, от них самих. Наличие учёной степени для того, чтобы стать, необходимо и очень желательно. Делая диссертацию, будущий учёный постигает особенности научной работы и научного труда как результата такой работы. И учится понимать нужность своих усилий для других, для тех, кто будет жить в созданной нами архитектуре и тех, кто будет её непосредственно проектировать. И для тех, кто придёт в аудиторию становиться архитектором. Он учится понимать свою ответственность учёного перед теми, для кого творит. Это – особая архитектурная школа. У магистра архитектуры есть возможность поступить в аспирантуру и продолжить научную деятельность, пойти в ВУЗ на младшие преподавательские должности. Он может пойти по пути проектировщика, который, безусловно, будет понимать ценность применения в практике научных результатов. В отличие от магистров и аспирантов у соискателей, прикреплённых к архитектурной аспирантуре, через диссертацию путь может лежать и не только в науку. Это тоже нормально. Просматриваются несколько направлений пути защитившего диссертацию: · В проектную деятельность; · В педагогическую деятельность; · В административную деятельность; · В предпринимательскую деятельность. В каждом виде деятельности человек честно прошедший научную школу будет полезен, его опыт научной школы сделает его работу осмысленной и способствующей развитию инноваций в архитектуре. Особое место в ряду соискателей занимают опытные проектировщики: они делают диссертации на темы собственной творческой концепции проектирования и защищают свои убеждения, которые реализовали и реализуют в проектном опыте. Важно, чтобы каждый проходящий научную школу провёл исследование и сделал диссертацию самостоятельно. Это – честный путь. Увы, есть и такие варианты подготовки, которые граничат с обманом, а то и просто являются обманом. Настоящий учёный, для которого профессиональная научная совесть – не пустое место, а предмет личной чести, на такие варианты не согласится. Речь идёт о покупке диссертации, написанной другим лицом. В бизнесе, считают такие «специалисты», совесть не причём. Заказ оплачен – работа выполнена. Какие проблемы? А проблемы в том, что владелец диплома – научный неуч. Он будет вправе принимать решения, которые могут обернуться настоящей бедой в силу его некомпетентности. Обманщиками здесь становятся обе стороны, заключившие договор на диссертационную сделку. Соответственно каждая из сторон создаёт предпосылки для проблем в архитектурном деловом обороте с одной стороны и для себя с другой стороны. Известно с античных времён, что всё тайное когда-нибудь становится явным. Продолжать не имеет смысла. К счастью, в архитектуре такие ситуации – большая редкость. Но проблемы возникают естественным образом и у тех, кто идёт в науку честным путём. Им и адресуется пособие. Автор с сочувствием взялся за этот труд: на его научном пути проблемы встречались и встречаются по сей день постоянно. Пришлось испытать немало огорчений и трудностей. Они – составная часть научной деятельности. К этому надо быть морально готовым. Но радость решения проблем и получение желаемого результата всё перекрывают, приносят искреннюю радость в работе. Работая на кафедре архитектуры Архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству, постоянно испытываю при подготовке этого курса гордость за то, что многие мои коллеги и учителя, материалы которых вошли в пособие работали на нашей кафедре и даже были её руководителями. Со многими, но не со всеми, я был лично знаком, это достойнейшие представители нашей профессии. Для меня, в первую очередь, это Юрий Александрович Шлыков и Андрей Владимирович Иконников. На этой же кафедре многие годы работал Валентин Иванович Степанов – выдающийся специалист по типологии школ и один из создателей современной функциональной архитектурной типологии. Сейчас на кафедре работает мой коллега Анатолий Маркович Гарнец, благодаря которому многие положения о роли архитектуры в реальной жизнедеятельности человека стали нормативными, впервые попали в нормативные документы. Сейчас нашей кафедрой руководит Светлана Валерьевна Ильвицкая, именно благодаря ей появилась эта работа. В её научных трудах обоснована и практически осуществлена для нужд архитектурной науки методика трансфера методов, применяемых в других областях науки. Я был бы не справедлив, не вспомнив добрым словом суровую научную школу Александра Евгеньевича Пожарского и Александра Георгиевича Градова, создавших современную функциональную типологию архитектурных объектов и заложивших ключевые основы специальности «Архитектура зданий и сооружений». Их наследию нашлось достойное место в пособии. Особые добрые слова моим коллегам и товарищам в науке, нередко моим соавторам, тем, чьи материалы в соавторском и процитированном виде приведены в тексте пособия. Это – доктор философии, кандидат технических наук Андрей Иванович Цыганов, с которым автор вместе создавал архитектурную эниологию, доктор технических наук, профессор Владимир Акимович Ацюковский – теоретик и философ науки, создатель современной эфиродинамики, науки о происхождении, состоянии и преобразованиях материи, доктор технических наук, профессор Владимир Михайлович Боровков – специалист в области метрологии, заложивший научные основы эниометрии. Всем им я очень обязан и приношу свою глубочайшую благодарность. Что такое архитектурная наука, чем отличаются её теория и история? Теория и история, почему они рассматриваются одновременно и совместно? Мне представляется вот почему. Всё, что не является строением, их совокупностью или проектом – теория. Весь мыслительный архитектурный процесс состоит из учений, теорий, их частей, не только научного рассудочного плана, но и чувственной сферы. «Архитектура – знатнейшее из художеств» -- утверждал при создании Академии наук великий Ломоносов. Он ввёл архитектуру в состав одного из пяти важнейших направлений (а соответственно и отделений) Академии наук. А сейчас архитектурную науку в составе научных направлений не рассматривают наши учёные мужи. Наличие Российской Академии архитектуры и строительных наук ситуацию, к сожалению пока не меняет. Происходят нелепости, вроде отнесения архитектурной науки к техническим наукам. Это – полное непонимание сути архитектуры. И это – проблема особой общественной значимости и государственной важности. Это – проблема здоровья нации, и только так следует к ней относиться. М.В. Ломоносов для нас теперь не авторитет? Некоторые коллеги справедливо такие вопросы относят к политическим, но почему-то считают, что они не относятся к вопросам собственно архитектурной науки. На взгляд автора это не так. Достаточно вспомнить позицию Ле Корбюзье по вопросу роли архитектора в формировании жизнедеятельности общества. Уклонение от понимания политической роли архитектуры в обществе приводит, как правило, к печальным последствиям. Архитектор – гражданин, наделённый полномочиями управлять обществом и влиять на его судьбы. Это объективная реальность. Недопустимо для учёного или педагога в области архитектуры этого не понимать и недооценивать. Такова принципиальная позиция автора. Потому и в аспирантуре сейчас возникает проблема – архитекторам дают не всегда и не по всем дисциплинам профильное архитектурное образование, а профессиональной архитектурной ориентации базовые научные дисциплины попросту не имеют. Достаточно посмотреть на программу курса «Философия и история науки». Цена вопроса для общества никого теперь не интересует. Весьма сомнительная научность! Попробуем уяснить, что же такое на самом деле изучаемый здесь предмет? Теории обычно направлены на разрешение ещё не разрешённых проблем, а значит современных. Они направлены в будущее. История же есть всё для нас запомнившееся или собранное и зафиксированное, что мы признаём важным для себя и для других. Вектор истории направлен в прошлое и начинается он с только что прошедших событий. Каждый является носителем истории своей жизни и своей эпохи, в том числе и истории своей профессиональной жизни. История должна учить, но её главная проблема как раз в том и заключается, что она редко кого учит. А жаль. Есть и чисто историческая работа в сфере архитектуры. Ей занимаются и архитекторы, и историки, и архитектуроведы (искусствоведы), специалисты иных направлений деятельности. Подготовка архитекторов по такому профилю – ещё одна не вполне решённая проблема современной архитектурной школы в России. Они неразрывны, теория и история современности в буквальном её понимании. Вот поэтому мы их и изучаем в единой дисциплине. Весь рассмотренный материал представлен как совокупность актуальных архитектурных проблем, для каждой из которых предложены варианты возможного их разрешения и превращения в просто архитектурные и учебные задачи. Чтобы не давать прямых подсказок, но сделать пособие предельно наглядным, его форма максимально приближена к форме диссертации, хотя учебники обычно выстраиваются несколько иначе. Такая форма должна сама по себе выполнить функцию образца.
|