Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличительные черты хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности периода централизованного управления экономикой






Государственная система регулирования - система мер, направленных на создание благоприятной среды для развития предприятий.

В настоящее время существуют следующие методы регулирования:

-внеэкономические, нетарифные: лицензирование, квотирование, стандартизация и сертификация, схема определения таможенных сборов;

- экономические, тарифные методы: налоги на дороги, страхование, НДС, таможенные пошлины, акцизы, валютное регулирование с помощью обменного курса.

Рассмотрим, как развивалась система государственного регулирования экспорта в РФ с начала реформ.

Отличительные характеристики системы государственного регулирования ВЭД в директивных условия хозяйствования:

  1. Остаточность планирования (распределение и перераспределение ресурсов)

На уровне Госплана СССР разрабатывали межотраслевой баланс (МОБ - матрица производства и потребления важных натуральных продуктов): 140 важнейших натуральных продуктов - лес, химия, нефть, уголь, газ, мазут, чугун, прокат металла и т.д. Его рассчитывали на 5 лет. Составлялась таблица из 3-х колонок: наименование продуктов, объем их производства, потребители (уровень их потребления).

В штабе была вся информация о том, какие производственные запасы, мощности имеются в распоряжении предприятия, какие средства на закупку материалов будут выданы, рабочая сила, кредиты, инвестиции и т.д. (такой информацией занимался ВНИПИЦЕН, который рассчитывал потребление - сколько детский садов на 1000 жителей нужно иметь, сколько школ на энное количество жителей и т.д.).

Основные потребители: сельское хозяйство, производство, общепит, социальное обеспечение. На них рассчитывали стандарты Госплана СССР и учитывали спрос потребителей, то есть в условиях директивной экономики спрос определял предложение. Определяли сумму производства и сумму потребления каждого продукта для каждого потребителя. Путем составления расчетных объемов возможного производства и объемов потребления выявлялась недостаточность производства для потребления.

Тогда существовала автаркическая модель хозяйствования - развитие по принципу " опора на собственные силы", то есть добиваться удовлетворения потребностей советского населения за счет своих сил производства, - это было главное.

Главным вопросом того времени для государства был: какой объем продукции для страны дополнительно необходимо закупить, т.е. какой объем импорта. Импорт имел приоритетное значение. Если были выявлены остатки по некоторым продуктам, то поднимался вопрос: какой будет экспорт, каких продуктов. На экспорт отправлялась оставшаяся от внутреннего потребления продукция – это и есть остаточный принцип планирования во внешней торговле.

2. Централизованная система управления может быть кратко описана следующим образом:

-Госплан СССР рассчитывает импорт и экспорт по остаточному принципу и передает результаты в Госснаб СССР.

-Госснаб СССР – это штаб распределения материальных ресурсов. Занимался перераспределением товарных потоков, планов экспорта и импорта по отраслевым министерствам.

-Созданные 49Всесоюзных внешнеторговых объединений играли роль посредников между отечественными и зарубежными предприятиями, указывая, какие упаковка и маркировка, стандарты и др. применяются к экспортной продукции.

-До предприятий доходили четкие указания: сколько и чего должно быть поставлено на экспорт (в основном это была военная продукция и продукция севера).

Это была жесткая однонаправленная (только сверху вниз и не наоборот) схема, где план - это закон. Обратной связи эта схема и не предполагала, то есть жалобы о нерентабельности и невыгодности производства не могли подаваться со стороны предприятий органам власти. Данная схема не предполагает наличие иностранных партнеров, то есть связи с конечными покупателями. Предприятия даже не знали своего ино-партнера. Только в исключительных случаях, когда требовалась помощь наших специалистов при монтаже нашего оборудования (завод " Уралмаш"). Не знали предприятия и цен, по которым продавалась их продукция.

  1. Отсутствие у предприятий экономических стимулов к ВЭД

При изготовлении экспортной продукции государство оплачивало предприятию внутреннюю оптовую цену данного изделия без налога с оборота (=15%. Прообраз НДС), и плюс выплачивалась экспортная премия (рублевое стимулирование экспорта), если она была предусмотрена для данного предприятия. К тому же экспорт требовал поставку комплектующих, на что тоже выплачивалась экспортная премия и без налога с оборота. Экспортная премия была всего 5-10%, а налог с оборота = 15%.

Например: предприятие «Минэлектротехпром» было более или менее заинтересовано в экспорте, для него премия была более или менее существенная – 30-40%. А для «Минхимпрома» премия устанавливалась в размере всего 0, 6% от стоимости заказа.

Таким образом, экспорт для большинства предприятий был убыточным, и поэтому они от него пытались всячески уклониться. Экспорт составлял не более 3-7% от суммарного производства, и предприятия покрывали убытки от него за счет внутреннего потребления.

Электротехническое машиностроение было единственной отраслью, которая на Урале получала выгоду от экспорта, так как экспортная премия составляла для неё 20%, что покрывало 15%-ый налог с оборота.

Импорт для предприятий был выгоден, т.к. предприятие выплачивало государству за импортные товары внутреннюю оптовую цену одноименного изделия плюс налог с оборота. Т.о. японский станок приобретался предприятием по стоимости ивановского станка отечественного производства.

Основные доходы советского бюджета от внешней торговли (существовала статья в бюджете «Доходы от ВЭД») формировались за счет импорта, а не за счет экспорта. Доля поступлений от импорта в советском бюджете достигала 15%. Закупались товары широкого потребления, которые продавались на внутреннем рынке гораздо дороже: покупали пару обуви за 1 рубль, а населению продавали за 40-70 рублей.

Весь импорт регистрировался в инвалютных рублях, где примерно 1р.=1долл. Инвалютный рубль представлял собой корзину из доллара, переводного рубля, денег социалистических и развивающихся стран.

Документ о государственной монополии на внешнюю торговлю: «Декрет о национализации внешней торговли» от 22 апреля 1918.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал