![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особые экономические зоны во внешнеторговой практике
Особые экономические зоны – это территории, которые наделены особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли (ФЗ‐ 116). Цель создания особых экономических зон‐ развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санатно‐ курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно‐ логистической системы. Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность ОЭЗ - Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В российском законодательстве понятие " особые экономические зоны" идентифицируется с понятием " свободные экономические зоны". Последние впервые были упомянуты в Законе 1991 г. " Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятом в начале проведения экономических реформ, а ныне уже недействующем. В Федеральном законе " О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", принятом в 1995 году, предусматривалось, что " особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации" (ст. 23) (здесь и далее выделено мною. - Н.Д.). ЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач. Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством. Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений. Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию. Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования. Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса. Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся: -благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города); -развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; -наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
|