Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие политического режима показывает, соотношение, с одной стороны, прав и свобод граждан в обществе, а, с другой, меру принуждения (насилия) к ним со стороны государства.
На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы. В эпоху феодализма существовали абсолютистские, клерикально-феодальные, военно-полицейские режимы.
В современной науке существует множество подходов к классификации политических режимов. В научной литературе выделяют д иктаторские и демократические режимы, народные и антинародные.
Однако наиболее распространённой классификацией является деление режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Определение вышеназванных типов политических режимов осуществляется по целому комплексу показателей, выявляющих характер политической жизни в данном обществе. В качестве таковых рассматриваются следующие критерии (показатели):
· Какова мера вмешательства государства в жизнь общества? Каковы границы политики в обществе?
· Каков способ формирования органов государственной власти?
· Реализован ли принцип разделения властей и каков характер взаимоотношений между основными видами (ветвями) государственной власти?
· Каков характер отношения членов общества к политической власти? Какова степень легитимности государственной власти?
· Существуют ли в обществе альтернативные политические институты и реализован ли принцип политического плюрализма?
· Каково положение личности в обществе, которое определяется реальным объемом прав и свобод граждан, наличием возможностей выражения и реализации ими своих интересов?
· Какова роль идеологии в обществе? Действует ли в обществе принцип идеологического плюрализма?
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
| Тоталитарный политический режим(лат. totalis – весь, целый, полный) –это режим, который характеризуется полным
контролем государства над всеми сферами общества
| | Демократический политический режим(лат. demos – народ, kratos - власть) – это режим, в котором граждане пользуются широкими
правами на участие в управлении обществом
| | | Авторитарный политический режим
(лат. autoritas –власть, влияние) – это режим, который характеризуется
монополией на власть одного лица, группировки или партии, минимальным участием народа в управлении
| | | | | | | Сравнительная характеристика политических режимов (ПР)
|
|
|
| Критерии оценки ПР
| Тоталитарный ПР
| Авторитарный ПР
| Демократичес-кий ПР
| 1.Какова мера вмешательства государственной власти в жизнь общества?
| · Всеобщий контроль власти над обществом. У данного режима имеется мощный аппарат социального контроля и принуждения (армия, полиция, служба безопасности).
· ТПР стремится к полному уничтожению гражданского общества.
· Происходит этатизация (огосударствле-ние) хозяйственной жизни
| · Контроль власти над обществом перестает быть тотальным.
· Экономика, культура, частная жизнь не регулируется государством.
· Государство контролирует лишь политическую жизнь общества.
| · Мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере изменения
объективных социокультурных условий.
· В обществе свободно действуют институты и организации гражданского общества.
| 2. Каков основной способ формирования органов государственной власти?
| · Органы власти формируются через назначение.
· Выборы имеют формальный характер.
| · Органы власти формируются через назначение.
· Выборы имеют формальный характер.
| · Законода-тельные органы формируются исключительно через выборы.
· Выборы носят демократический характер.
· Народ признается источником власти.
| 3. Каковы взаимоотношения между законодательной, судебной и исполнительной властью?
| · Принцип разделения властей не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления.
| · Принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализован.
| · Государст-венная власть строится на основе принципа разделения властей – распределения функций между главными субъектами (органами власти) в принятии решений и их реализации
| 4. Каков характер отношения членов общества к власти (легитимность власти)?
| · В обществе существует культ власти как абсолютной ценности, поэтому народ верит власти, сливается с ней. Как правило, этому сопутствует формирование в обществе культа политического вождя.
· Легитим-ность власти высокая и носит, как правило, традиционный характер.
| · Народные массы отчуждены от власти, народ не доверяет власти и лишь вынужденно подчиняется ей.
· Легитим-ность власти низкая
| · Власть и народ не слиты, но и не отделены глухой стеной, а выступают как партнеры.
Отсутствует слепое поклонение власти, которая в обществе действует преимуществен-
но на основе убеждения, а не принуждения.
Легитимность власти носит рационально-правовой характер.
| 5. Имеются или отсутствуют в обществе альтернативные политические институты?
| · Принцип политического плюрализма не действует, т.к. альтернативные политические институты отсутствуют.
· В обществе имеется лишь одна политическая партия, которая либо срастается с государством, либо возвышается над ним.
· Политичес-кие оппоненты устраняются, вплоть до физического уничтожения.
| · Формально существование альтернативных политических институтов разрешено, но фактически их появление затруднено.
· Возможно существование ограниченного числа партий, но при условии их подконтрольнос-ти властям.
| · В обществе действует принцип политического плюрализма, поскольку существуют альтернативные политические институты.
· Функцио-нирует многопартийная система, при которой одна политическая партия может сменить другую у власти на законных основаниях посредством победы на выборах.
| | · Основной принцип в сфере прав человека: «Запрещено все, кроме того, что приказано».
· Права и свободы членов общества максимально ограничены.
| · Основной принцип в сфере прав человека: «Разрешено все, кроме политики».
· Права и свободы граждан в значительной мере ограничены, особенно в сфере политики.
| · Основной принцип в сфере прав человека: разрешено все, что не запрещено законом».
· Члены общества обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашают-ся, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации.
· Признается приоритет прав и свобод личности над правами государства.
| 7. Роль идеологии в обществе
| · Принцип идеологического плюрализма не действует.
· Государст-венная идеология носит монопольный характер и объявляется воплощением абсолютной истины, приобретая характер религии.
· Государст-венная идеология признается практически всем обществом как единственно правильная.
· В обществе присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жесткий контроль над СМИ.
| · Государст-венная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества ее разделяют.
· Допуска-ются только те идейные течения, которые лояльно относятся к правящей элите.
| · Действует принцип идеологического плюрализма, который признает право на свободу мнений и убеждений.
· Отсутст-вует принуждение к выражению своих убеждений и к отказу от них.
· В обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной (терпимость к инакомыслию), которые действуют в рамках закона.
|
|