Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парламент – высший представительный и законодательный орган государственной власти.
Впервые парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.). В современном мире парламент под разными названиями существует практически во всех странах (Конгресс, Федеральное собрание, Рада Национальное собрание, Кнессет и др). По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные, состоящие из нижней и верхней палаты. В двухпалатных парламентах законопроект принимается сначала в нижней палате, а затем проходит процедуру обсуждения и принятия закона в верхней палате. По характеру деятельности депутатов парламенты бывают: · профессиональными – в этом случае депутаты не могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью; · непрофессиональными - в этом случае депутаты могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью; Порядок формирования: Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны. В странах с абсолютной властью монарха (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) парламенты являются законосовещательными органами и часто назначаются монархом. Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по-разному – используются в различном сочетании следующие способы: · голосование избирателей (прямые и непрямые выборы); · назначение главой государства; · наследование поста члена палаты по принципу родства и др.
Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса. Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован (депутаты, избранные в парламент, входят в состав особых групп): - важным элементом в каждой из палат являются парламентские комиссии (комитеты), разрабатывающие законопроекты и дающие первоначальную оценку законопроектам, поступающим в парламент извне. Без предварительного обсуждения законопроекта в комиссиях он не может быть представлен на обсуждение и голосование всех депутатов парламента. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.). В состав конкретных комиссий входят те депутаты, которые в предыдущей профессиональной деятельности были связаны с соответствующей сферой государственной деятельности. - значительную роль в работе парламента играют фракции –группы депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, на свое помещение в здании палаты для проведения заседаний а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Парламент возглавляет избранный на его специальном заседании председатель (в англоязычных странах именуемый спикером). Функции (полномочия) парламента: 1. Финансовая – принятие парламентом законов о налогах, правилах выпуска денег и бюджете страны на каждый календарный год. Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный период (обычно на предстоящий календарный год). Парламент, утверждая бюджет, уполномочивает правительство расходовать государственные денежные средства в соответствии с законом. Парламент также заслушивает отчет правительства об исполнении бюджета за предыдущий год (как и в каком объеме были потрачены финансовые средства). 2. Формирование правительства – назначение премьер-министра и министров (в парламентских республиках и парламентских монархиях). 3. Контроль за деятельностью правительства (возможная постановка вопроса о доверии правительству, отставка правительства, ответы премьер-министра и отдельных министров на устные и письменные вопросы депутатов, обсуждение основных направлений деятельности правительства и др.). 4. Внешнеполитическая – ратификация и денонсация договоров, заключенных правительством и главой государства с другими государствами.
|