Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парламент – высший представительный и законодательный орган государственной власти.






Впервые парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.). В современном мире парламент под разными названиями существует практически во всех стра­нах (Конгресс, Федеральное собрание, Рада Национальное собрание, Кнессет и др).

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные, состоящие из нижней и верхней палаты. В двухпалатных парламентах законопроект принимается сначала в нижней палате, а затем проходит процедуру обсуждения и принятия закона в верхней палате.

По характеру деятельности депутатов парламенты бывают:

· профессиональными – в этом случае депутаты не могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью;

· непрофессиональными - в этом случае депутаты могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью;

Порядок формирования:

Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны.

В странах с абсолютной властью монарха (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) парламенты являются законосовещательными органами и часто назначаются монархом.

Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по-разному – используются в различном сочетании следующие способы:

· голосование избирателей (прямые и непрямые выборы);

· назначение главой государства;

· наследование поста члена палаты по принципу родства и др.

 

Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.

Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.

Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован (депутаты, избранные в парламент, входят в состав особых групп):

- важным элементом в каждой из палат являются парламентские ко­миссии (комитеты), разрабатывающие законопроекты и дающие первоначальную оценку зако­нопроектам, поступающим в парламент извне. Без предварительного обсуждения законопроекта в комиссиях он не может быть представлен на обсуждение и голосование всех депутатов парламента. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (напри­мер, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по междуна­родным делам, по образованию, здравоохранению, экономичес­ким вопросам и т.д.). В состав конкретных комиссий входят те депутаты, которые в предыдущей профессиональной деятельности были связаны с соответствующей сферой государственной деятельности.

- значительную роль в работе парламента играют фракции –группы депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руково­дящих и вспомогательных органах парламента, на свое помещение в здании палаты для проведения заседаний а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня.

Парламент возглавляет избранный на его специальном заседании председатель (в англо­язычных странах именуемый спикером).

Функции (полномочия) парламента:

1. Финансовая – принятие парламентом законов о налогах, правилах выпуска денег и бюджете страны на каждый календарный год. Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный период (обычно на предстоящий календарный год). Парламент, утверждая бюджет, уполномочивает правительство расходовать государственные денежные средства в соответствии с законом. Парламент также заслушивает отчет правительства об исполнении бюджета за предыдущий год (как и в каком объеме были потрачены финансовые средства).

2. Формирование правительства – назначение премьер-министра и министров (в парламентских республиках и парламентских монархиях).

3. Контроль за деятельностью правительства (возможная постановка вопроса о доверии правительству, отставка правительства, ответы премьер-министра и отдельных министров на устные и письменные вопросы депутатов, обсуждение основных направлений деятельности правительства и др.).

4. Внешнеполитическая – ратификация и денонсация договоров, заключенных правительством и главой государства с другими государствами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал