Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовая природа и компетенция ЕС
Правовая природа ЕС: Начинают появляться элементы федерализма в Союзе. Тенденция усиления черт надгосударственности вызывает споры среди юристов-международников. В первую очередь возникают споры правомерности существования наднациональности с т.зр. существования суверенитета государства. По сути ЕС представляет собой средний правопорядок между международным и национальным правопорядком. Особенности ЕС в том, что он изначально возник с элементами наднациональности и федеративной направленностью. Возник на основе МД, который ограничил определённые элементы суверенитета подписавшего государства. Фундамент ЕС – международное право, но со временем происходило всё большее обособление права ЕС от международного права, у Союза расширялась компетенция, ЕС регулировал отношения между индивидами и публичными лицами, становилось более частноправовым и стало напоминать национальное право. ЕП эволюционирует в направлении национального права. Международно-правовая составляющая ЕС: · В основе ЕС лежат учредительные договоры. · большинство вопросов ЕС принимаются на принципе единогласия, но он ослабевает со временем. · у государств всегда остаётся право выхода из ЕС. Чем дальше, тем больше в ЕС проявляются элементы государственности: · учредительные договоры ЕС не просто система международных актов, которые формируют устав организации, это конститутивная основа. · единые законодательные органы, которые создают акты, которые по силе выше, чем национальное право. · общая территория государств; · единая граница; · единое гражданство; · общий визовый и таможенный режим; · единый рынок; · единый Банк; · общая система органов и институтов. Таким образом, компетенция Союза всё больше напоминает федеративную систему, где большие полномочия отдаются центру. ЕС создал собственную наднациональную систему права, которая опирается на принципы верховенства, прямого действия собственных правовых норм. Усиливающиеся черты интеграции проявляются в наднациональной форме, как в рамках каждого института, так и в рамках любой отрасли права. С прогностических позиций, эту новую наднациональную систему права (правовую систему) можно рассматривать как своеобразный этап и форму проявления тенденций формирования в условиях глобализации будущего всемирного и единого права человечества.
Компетенция Евросоюза: Подавляющее число вопросов компетенции закреплено в Римских договорах о создании ЕЭС и Евроатома. Далее вопросы компетенции закреплены в Маастрихтском договоре, а также в Лиссабонском договоре (изменения). Компетенция ЕС является производной, делегированной, т.е. полученной от государств-членов. В проекте К был закреплён принцип делегирования – у государств была остаточная компетенция в соответствии с этим принципом, т.е. все вопросы решались союзом кроме тех, которые особенно не определены. Компетенцию можно разделить на: · исключительную: компетенция, которая изъята из ведения государств-членов (разработка единой денежной политики). · совместную: государства не лишаются возможности принимать собственные правовые акты, которые должны соответствовать политике Союза. В К прописаны, помимо исключительной и совместной компетенции, вопросы координации экономической политики и политики полной занятости, координации общей внешней политики и политики безопасности, отдельно предусмотрены сферы, в которых Союз имеет право принимать решения для поддержания координации или дополнений решений государств-членов – отдельные категории компетенции ЕС.
|