Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ребенок еще не адаптировался.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Задача 1. На основе теоретических представлений о психологии личностного и познавательного развития дошкольников дайте характеристику особенностей использования различных форм и методов (способов) обучения по индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в условиях дошкольных образовательных организаций. Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер, Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие. Изучением психологии личности занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Словарь: Диагностики готовности к обучению в школе – это исследование, которое показывает уровень физического, психического и социального развития ребенка как необходимость для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Психологическая готовность - одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами. Методобучения - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Формы обучения являются одним из элементов педагогической системы и представляют собой внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Методы (информационный, репродуктивный, проблемного изложения, исследовательский, наглядный, словесный, ….) объясняют суть взаимодействия педагога и обучающегося, формы (фронтальные, групповые и индивидуальные; занятие, экскурсия, поход, игра, семинар, тренинг) объясняют, как организовать обучение в конкретных условиях. Эмоционально - волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. Проанализируйте ситуацию. В процессе плановой диагностики готовности к обучению в школе установлено, что у обследованных старших дошкольников показатели психологической готовности значительно ниже нормативных. При этом у значительного числа воспитанников выявлено отставание в развитии эмоционально- волевой сферы. Установлено, что низкие показатели по мотивационной готовности к школе имеет более половины воспитанников. Вопросы для анализа: 1. Предложите алгоритм решения выявленной проблемы. Формулируем цель работы, определяем круг задач, определяем формы и содержание коррекционно - развивающей работы, пишем программу,, реализуем программу коррекционно - развивающих занятий, проводим промежуточную и заключительную диагностику и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей. Планируем работу на следующий год. 2. Предложите меры, направленные на оказание адресной педагогической помощи детям с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Ориентиры ФРГОС(см.4.6) 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. 2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). 3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями. 4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников. Ответ на вопрос 3. Приведите пример использования конкретных форм организации образовательного процесса для формирования мотивационной готовности воспитанников к систематическому обучению в школе. Форма работы: · групповые занятия; · индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. · Работа с родителями детей - участников программы предусматривает: · анкетирование родителей; · просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; · индивидуальную консультативную работу. · экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы, игра в школу. 3. Приведите пример использования конкретных форм организации образовательного процесса для формирования мотивационной готовности воспитанников к систематическому обучению в школе. План решения: игры, связанные со школьной деятельностью; экскурсии в школу (преемственность) + визиты школьников в сад, совместные концерты, подготовка к школе на базе школы (т.е. привыкание к обстановке) Роль педагога: создаёт ситуации развития – тренировка эмоциональной сферы: терпение, вежливое отношение, совместная деятельность – «волшебные слова», задание на подгруппу, индивидуальные задания с проверкой результата (тренировка волевого поведения, доведение дел до конца, посильные задания и поручения) = похвала, если работала группа – подчёркиваем важность взаимопомощи и поддержки Пример использования конкретных форм организации образовательного процесса: · Занятие · Игра – ролевая игра «школа», «что ты будешь делать в школе?», «я - учитель, вы – ученики» · Викторины · Экскурсии · Спектакли на школьную тему · Тренинги поведения 4. Какие параметры познавательного и личностного развития дошкольников с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы и низкой мотивационной готовностью к систематическому обучению в школе должны стать основой индивидуализации образовательного процесса? Повышение мотивации – заинтересовать, создать эффект неожиданности, мотив взрослости поведения – статус в семье, во дворе, в образовательной организации Развитие эмоционально-волевой сферы – управление собой предполагает развитие внимания, терпения – работа в группах: лидерские качества, выдержка, помощь сильного ребенка слабому в данной области, большие группы разбиваем на малые, социализация; Самооценка – Стремимся к адекватной если занижена или завышена, создаём ситуации успеха – повышение самооценки и мотивации к работе 5. Какова структура индивидуальной образовательной программы для дошкольника с проблемами в развитии эмоционально-волевойсферы и низкой мотивационной готовностью к систематическому обучению в школе? Основание для разработки программы: проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и низкой мотивационной готовностью к систематическому обучению в школе. Вид программы: развивающая (психолого-педагогическая) Цель программы: создание условий для формирования школьной готовности у детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы и низкой мотивационной готовностью к систематическому обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения. Задачи: продолжать развивать эмоционально-волевую сферу (уделяя особое внимание планированию, подбору средств, операционной стороне, контролю за исполнением деятельности; · способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника; · развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность; · продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения; · продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; · продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку; · обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; · развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли; · продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции. Принципы построения программы: · Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества. · Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее. · Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка. · Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции. · Ожидаемые результаты: · повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность" внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания. Низкая эмоционально-волевая сфера, низкая мотивация – тест «Мотивационная готовность» Л.А. Венгера (мотивация); методика «Домик» Н.И. Гуткиной (произвольность поведения); ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека; методика «да и нет» Н.И. Гуткиной Диагностика готовности к школе – Тест «Мотивационная готовность» - Венгер - вопросы с двумя вариантами, «Корректурная проба» - вычеркни определённую картинку, тест Бендер а - скопируй геометрические фигуры как можно точнее, «Исследование вербального мышления» - Шванцар - вопросы про сходства и различия, «Домик» - Гуткина – срисовать картинку домика с элементами прописных букв, «Образец и правило» - Венгер – сделай по образцу (дошкольный тип) при этом выполняя правило (школьный тип), «Самодиагностика для родителей» - Гейпи – анкетирование, «Способность к обучению в школе» - Вицлак – комплексный тест, Ориентировочный тест школьной зрелости – Йерасек и Керн – человек, срисовывание фразы письменными буквами и точек, «Да и нет» - Гуткина – двадцать вопросов, «Вежливость» - Гуткина – выполнение команд ведущего только со словом «пожалуйста», «Найди звук» - Гуткина – проверка фонематического слуха, «Езда по дорожке» - Астапов – провести линии, не отрывая карандаша от бумаги План решения: игры, связанные со школьной деятельностью; экскурсии в школу (преемственность) + визиты школьников в сад, совместные концерты, подготовка к школе на базе школы (т.е. привыкание к обстановке) Психолог – работа с подгруппами – слабые, отстающие дети, развитие вербальных и невербальных навыков, развитие памяти, внимания, волевых качеств, эмоционально-коммуникативных навыков Задачи на опережение для сильных, на работу в группах, соревновательные моменты. Диагностика: психолог + помощь воспитателя – психологическая готовность к школе + диагностика эмоционально-волевой сферы (т.е. контроль над эмоциями и желаниями? – напр., плач, драки, неусидчивость, строптивость и проч. Результаты диагностики: выявить причины отклонений в поведении? Есть/нет психолога в доо? Ошибки педагога? Необходимо составить индивидуальную программу развития эмоционально-волевой сферы и повышения мотивации к школьному обучению: особые блоки развития (работа психолога и педагога), контроль и помощь родителей + согласие на диагностику, преемственность со школой – знакомство, тесные контакты, их требования к выпускникам доо. Задача 2. Раскройте психодидактические основы планирования и реализации индивидуализированного процесса обучения и воспитания различных категорий дошкольников (на конкретном примере). Проанализируйте ситуацию. В старшую группу дошкольной образовательной организации в начале второго полугодия поступил воспитанник. Семья воспитанника переехала на новое место жительства в связи с назначением отца. Воспитатель обратил внимание на то, что ребенок на занятиях по формированию элементарных математических представлений не выполняет задания, а переходит к произвольному манипулированию стимульным материалом (возможен выбор других затруднений в других сферах познавательного развития). При этом внешне ребенок не привлекает к себе внимание воспитателя. Вопросы для анализа: 1.Предложите алгоритм изучения особенностей поведения ребенка на занятиях: ребенок еще не адаптировался.
|