Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ученые спорят из-за черепа






Дебаты вокруг черепа Тумая, обнаруженного в июле 2002 г. в песках Сахары и предположитель­но принадлежащего самому древнему предку человека, разгорелись с новой силой. Череп был обнаружен группой французского палеон­толога Мишеля Брюне, который считает, что находке 6-7 млн лет. Главным оппонентом Брю­не на сегодняшний день является Милфорд Волпофф из университета Мичигана. Он утвер-

ждает, что череп принадлежал самке гориллы, впрочем, не предъявляя никаких доказательств своей точки зрения. Эта дискуссия весьма зна­чима для научного сообщества, поскольку под сомнение ставятся теория происхождения и эво­люция человека. Ученый мир пока наблюдает за дебатами со стороны, вяло комментируя проис­ходящее. Брюне призывает коллег произвести дополнительные исследования находки.

Источник: www.membrana.ru.

2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

пет и др.)- С первых письменных обществ начинается история общества, государства и цивилизации. Термин «доисторический человек», давно вошед­ший в научный обиход, заставляет ду­мать, что кроме него существует исто­рический человек, тот, руками и разу­мом которого создана цивилизация и письменная летопись человечества. Стало быть, должны существовать две парные категории — доисторический и исторический человек, доисторичес­кое и историческое общество.

В обыденном словоупотреблении «социальное происхождение» человека предполагает сбор информации о той части родословной, которая непосред­ственно предшествует появлению на свет данного индивида. Прежде всего о социальном статусе его родителей. Это и есть социальное происхождение человека. Оно отвечает на вопросы: откуда он родом, где его социальные корни? Собственная история человека, хроника его жизни — это уже биогра­фия. Так же обстоят дела и с обществом. С момента появления самого обще­ства начинается его история, а корни, социальное происхождение общества, то, откуда оно вышло, должно относиться к социогенезу.

Таким образом, с человеком как родовым существом происходит то же самое, что и с обществом как эволюционной категорией. Антропогенез и социогенез — две исторические универсалии, описывающие глобальный процесс происхождения человеческого рода и общественной формы бытия человека. Правда, между учеными не достигнуто единства в понимании не только начала, но и конца антропогенеза. Большинство исследователей склонны считать, что с появлением неоантропов завершился одновремен­но как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс антропосоциогенеза.

По отношению к доисторическому прошлому человеческого рода, кото­рое насчитывает, принимая во внимание всех ископаемых обезьян, ранних приматов (дриопитека, рамапитека и сивапитека), не менее 14 млн лет, впол­не применим термин «филогенез», используемый специалистами. Тогда пе­риод с появления австралопитеков, включая одну из их разновидностей Homo habilis (2, 2 млн лет назад), до Homo sapiens sapiens (130 тыс. лет назад) надо именовать антропогенезом в узком смысле слова. Древнейшие люди действи­тельно начинаются с австралопитеков. Они представляли собой высокораз­витых двуногих человекообразных обезьян, которые первыми стали созна­тельно изготовлять орудия и оружие, в то время как их предшественники пользовались лишь тем, что давала им природа (камни, палки, кости живот­ных и т.д.).

Филогенез (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхожде­ние) — историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал измене­ния, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изме-

нения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобра­зования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтоге­нез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филоге­нез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, по­скольку касается исторического развития в ряду поколений. Графическое изображение филогенеза — родословное (или филогенетическое) древо. Дре­во жизни — отражение эволюционного пути развития большой социальной группы, ее филогенеза, в виде дерева с ветвями. Родственное филогенезу понятие «филогения» обозначает историческое развитие мира живых орга­низмов как в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов.

Если использовать термины «доисторический» и «исторический» приме­нительно к антропогенезу, то получим такую классификацию. К раннему, или древнему, доисторическому человеку надо относить питекантропа (Homo erectus), который уже использовал камни и кости, а к позднему доисторичес­кому человеку — неандертальца.

В широком значении антропогенез обозначает совокупность всех исто-рико-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens, т.е. включает филогенез и антропогенез в узком смысле. Социогенез — совокуп­ность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).

В связи с широким значением антропогенеза в отечественной антропо­логии используется еще один термин — «гоминизация». Гоминизация (от лат. Homo — человек) — процесс очеловечения обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Homosapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эво-люционно более позднего отдела — неокортекса (неэнцефализация), адап­тацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, созна­ния, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминиза-ции явилась трудовая деятельность.

Согласно Н.Н. Моисееву, развитие человечества начиная с верхнего па­леолита происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социо-генезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее разви­тие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессиро­вать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Веду­щим фактором социогенеза, с точки зрения Моисеева, выступали особенно­сти организации и социальной структуры племени, а не интеллект и лично­стные качества, такие, как доброта или сочувствие к ближнему3.

3 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Оба термина, «антропогенез» и «социогенез», конкретизируют более ши­рокий и одновременно более размытый термин «социальное происхожде­ние». Социальное происхождение человека — общественная позиция и ста­тус родителей. У Homo sapiens sapiens, к которому принадлежат сегодня зем­ляне, «родителями» выступают все обезьяноподобные предки и ранние люди. В таком очень широком значении наша родословная имеет не менее 14 млн лет, а в узком — более 2 млн у человеческого общества, как и у че­ловеческого рода, тоже существует своя родословная. О ней мы только что говорили.

Примерно так же рассуждают этнографы, когда пишут о происхождении нации и народностей. В частности, термин «этногенез» Ю.В. Бромлей пред­лагал относить только к фазе зарождения этноса, а далее следовала «этничес­кая история»4.

Не будет ничего удивительного в том, если новые открытия археологов и антропологов изменят существующие представления о человеческой и обще­ственной родословной. Возможно, одна из них удлинится или укоротится, пополнится новыми ветвями родословного древа, какие-то из них, ранее казавшиеся незыблемыми, отпадут или укоротятся. Вслед за новыми откры­тиями придется, возможно, пересматривать и теоретические модели. Ска­жем, в соответствии с новейшими данными, самые ранние виды людей (за это их называют еще предлюдьми, пралюдьми) появились 6—7 млн лет на­зад. В таком случае хронологическую карту антропогенеза придется видоиз­менить, но как именно — еще не ясно. Но важно договориться о понятиях.

Вряд ли следует пересматривать положение о том, что общество в соб­ственном смысле слова возникло 30—40 тыс. лет назад. Длительную стадию кристаллизации человеческой коллективности, которую именуют стадом

Врезка


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал