Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 100. Чередование звуков
Знать: о чередовании гласных и согласных звуков. Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками.
I. Запись предложения с графическим объяснением постановки запятой. Первая часть предложения разбирается по членам.
Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.
— Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему? — Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова. (Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.) Делается вывод о возможности чередования гласных и согласных звуков в словах.
II. Запись в «Словарь корней». -драж- (-драз-): дразнит, подражать (кому-либо), подражание, раздражаться, раздражение, подразнить. С 2—3 словами учащиеся устно составляют словосочетания или предложения.
III. Упр. 408 (устно).
IV. Закрепление материала. 1. Объяснительный диктант. Запись под диктовку с заданием подчеркнуть чередующиеся согласные и гласные.
Таскать — тащит, кормить — кормлю, ездить езжу, брызгать — брызжет, весть — извещать, дорога — дорожный, осмотреть — осматривать.
2. Орфографическая диктовка. Учащиеся записывают словосочетания, объясняют графически написание безударной гласной в корнях глаголов; подчеркивают чередующиеся согласные; 3—4 глагола (по усмотрению учителя) разбирают по составу.
О б р а з е ц з а п и с и в т е т р а д и: на — (жд//д).
Наслаждалась природой, увлекать разговором, казаться веселым, приближаться к цели, удивляться поступку, потрясти бумагой, появляться на горизонте, возвращаться вечером, угощать обедом, освещать улицу.
3. Выпишите из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» 5 предложений, в словах которых есть чередующиеся согласные. (Возможен такой вариант:
1. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи». 2. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга». 3. Вот затрещали барабаны. 4. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень. И др.)
Домашнее задание: § 77, упр. 409.
|