Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 101. Беглые гласные






Знать: о беглых гласных.

Уметь: выделять части слов с беглыми гласными.

 

I. Запись в «Словарь корней».

-крат- (-кращ-): краткий, прекратить, прекращение, сократить, сокращать, сокращение.

 

II. Запись под диктовку предложения Всех тревожит сокращение на Земле числа редких животных: амурских тигров, белых медведей, слонов.

— Объясните написание на Земле с большой буквы. В каких случаях пишется родина — Родина, орел — Орел?

— Составьте схему предложения.

— Разберите по составу слова редких, тревожит, сокращение (последнее слово разбирается под руководством учителя, обращается внимание на суффикс существительного - ени -).

 

III. Наблюдения на с. 160.

 

IV. 1. Комментированное выполнение упр. 410 (устно).

2. Запись слов в именительном, а затем в родительном падежах с выделением морфем, в которых встречаются беглые гласные.

О б р а з е ц з а п и с и: —

 

Лед, огонь, камень, дымок, огонек, молодец, ситец, боец, петушок.

 

V. Запись текста под диктовку и его анализ по вопросам.

 

Утро было яркое, солнечное, но уже довольно прохладное. Обильная роса покрывала все: землю, траву, цветы, листья, кусты. Миллионы крохотных капель повисали всюду и переливались на солнце. Лес сверкал, и в каждой росинке отражалось солнце. Иногда набегал ветерок, колыхал ветви деревьев, и они тихо качались и шумели.

(По М. Пришвину.)

 

Вопросы к анализу текста.

1. Определить тип и стиль текста высказывания. Обосновать свой ответ.

2. Составить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания.

3. Объяснить графически написание безударных гласных в корнях глаголов. Подобрать однокоренные слова к глаголу переливались. Найти в тексте однокоренные слова, указать на принадлежность их к частям речи. Разобрать по составу глаголы повисали, качались. Какая значимая часть слова указывает на форму этих глаголов?

4. Найти в тексте 2—3 слова с нулевым окончанием. На что оно указывает?

5. Привести примеры слов без окончаний. К какой части речи относятся слова?

6. Привести примеры слов с чередованием, с беглыми гласными.

7. Подобрать синонимы о антонимы к словам обильная, крохотный. Составить с ними словосочетания.

 

VI. Игра «Составь слово».

 

Домашнее задание: § 78, упр. 399.

 

Урок 102. Варианты морфем. Морфемный разбор

Знать: о вариантах морфем, порядок морфемного разбора.

Уметь: различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Наблюдения на с. 162.

Упр. 414 (выполняется коллективно под руководством учителя).

III. Знакомство с порядком морфемного разбора слов (§ 80).

IV. Упр. 416 (выполняется коллективно под руководством учителя).

 

Домашнее задание: § 79, 80, упр. 417.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал