![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 165. Виды глагола
Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению. Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола.
I. Чтение зарисовки «Апрель», запись под диктовку.
Апрель настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. (Д. Зуев.)
— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? (Глаголы.) — Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:
что сделали? что делают? Оформляется запись: заиграли трогаются — Какой из глаголов обозначает законченность действия? (Заиграли — уже сделали, совершили действие.) — Незаконченность? (Трогаются — еще только трогаются, действие не доведено до конца.) После этого под глаголами подписывается: совершенный вид — несовершенный вид. (Учащимся в определении вида глагола помогает такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что с д е л а т ь? что с д е л а е т?) — глагол совершенного вида.) — Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.
II. Закрепление материала — наблюдения на с. 241. 1. Упр. 645 (устно). 2. Запись глаголов в два столбика. В первый — те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй — те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго? Запись в тетрадях: ч т о с д е л а т ь? | ч т о д е л а т ь?
1. Свистеть — свистнуть, крикнуть — кричать, махнуть — махать, стучать — стукнуть.
(Выделяется суффикс глагола -ну - в первом столбике, и учащимся сообщается, что он обозначает мгновенность, законченность действия. Этот суффикс указывает на то, что глагол совершенного вида.)
2. Писать — написать, жечь — сжечь, нести — унести.
III. Прослушайте текст, составленный по зарисовке Д. Зуева «Мелодия весны». Определите его основную мысль, озаглавьте.
У каждого времени года своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки. Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
— Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? Какие слова употреблены в переносном значении? — Определите вид глаголов. Найдите глагол, строение которого соответствует схеме:
Домашнее задание: § 111, упр. 648.
|