Нарушение зрения

|
|
| | Нарушения слухового
|
| Нарушения зрительного
| | восприятия
|
| восприятия
| |
|
|
| г
|
| Нарушения в овладении
|
| Недостаточность ориентировки
| словесной речью
|
| в пространстве;
|
|
|
| ограниченность адекватных предметных представлений; замедленное развитие различных форм деятельности
|
|
|
|
|
| Особенности развития
|
| Особенности характера,
|
| личности (выразительность
|
| своеобразие мимики
|
| движений, мимики)
|
|
|
|
| | | | | | | |
Рис. 2. Структура комплексного (сложного) нарушения при слепоглухоте
|
лее часто встречаются тяжелые инфекционные заболевания, ко- торые мать перенесла во время беременности — краснуха на ран- них сроках беременности, вирусный грипп, цитомегаловирусная инфекция, врожденный токсоплазмоз и др. Причинами комплекс- ных нарушений могут стать хронические соматические заболева- ния матери (диабет, заболевания щитовидной железы, тяжелое нарушение сердечной деятельности и др.). Особое место среди при- чин, вызывающих множественные нарушения развития, занимают факторы генетического происхождения, различные заболевания, наследственные синдромы (синдром Маршалла, синдром Ушера, синдром Альпорта, синдром Лоу и др.). Отмечается увеличение числа детей, у которых на возникновение множественных наруше- ний развития повлияла глубокая недоношенность. Знание этих при- чин позволяет специалисту наиболее верно раскрыть структуру де- фекта, правильно диагностировать нарушение и, следовательно, выявить особенности развития ребенка (Бертынь Г.П., 1985).
Диагностика комплексных нарушений чрезвычайно затрудни- тельна, так как они могут проявляться в сенсорной, двигатель- ной, речевой, познавательной сферах ребенка. Дифференциаль- ная диагностика детей, имеющих такие нарушения, осуществля- ется с учетом всех факторов, определяющих их психическое раз- витие.
Изучение детей с множественными нарушениями предусмат- ривает глубокое всестороннее комплексное исследование. Такой подход к выявлению и анализу психолого-педагогических особен- ностей ребенка, его потенциальных возможностей требует высо- кой квалификации специалиста. Кроме того, правильное решение этих вопросов требует понимания основ структуры нарушений, которые были рассмотрены в предыдущем разделе.
В ряде случаев может иметь место осложненный дефект. На прак- тике существует немало примеров, когда весьма нелегко дать однозначный диагноз отклонениям в развитии, трудно устано- вить структуру дефекта. Происходит это чаще всего тогда, когда патология выражена неярко, а аномалии в развитии имеют не- грубые формы.
При осложненном нарушении, как отмечает Е.М.Мастюкова (1988), необходимо выделить ведущий дефект и осложняющие его расстройства. Например, олигофрении, задержке психического раз- вития, ДЦП могут сопутствовать различные формы не резко вы- раженных нарушений зрения, слуха, дизартрические расстрой- ства речи и т. д. При многих формах аномального развития наблю- даются двигательные нарушения, нередко в виде отдельных слабо выраженных синдромов детского церебрального паралича, про- являющихся в изменениях мышечного тонуса, нарушениях рав- новесия, неловкости движений. Основной вид аномального раз- вития приобретает особую структуру при его осложнении различ-
ведущего (основного) дефекта, но при этом необходима индиви- дуализация обучения и воспитания, а также специальная коррек- ционная программа, учитывающая влияние сочетания основного и сопутствующего нарушений; кроме того, часто требуется спе- циальное лечение.
Как мы уже отмечали, на структуру аномального развития ре- бенка влияет много весьма разнообразных факторов. В первую оче- редь важное значение имеет время возникновения первичных на- рушений. Ранняя патология в наибольшей степени нарушает весь ход психического развития ребенка. Особенности развития опре- деляются также этиологией, патогенезом, локализацией первич- ных нарушений, степенью их выраженности.
Развитие детей, имеющих комплексные (сложные) наруше- ния, во многом зависит от прошлого опыта жизнедеятельности в семье или в каком-либо воспитательном или учебном учрежде- нии, так как большинство из них могут оказаться подвергнутыми депривации, которая задерживает развитие и снижает формиро- вание их способностей.
Вопросы и задания
1. Дайте определение комплексного (сложного) нарушения развития.
2. Назовите причины, вызывающие комплексные нарушения в разви- тии.
3. Что такое «осложненный дефект»?
4. Представьте схематично структуру комплексного и осложненного нарушения развития.
Литература
Бертынь Г. П. Этиологическая классификация слепоглухоты // Дефек- тология. — 1985. — № 5.
Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенно- сти клинических проявлений сложных дефектов//Дефектология. — 1589. — № 3.
Диагностика и коррекция аномалий психического развития у де- тей (клинико-психологические основы) / под ред. Е. М.Масткжовой, И. Ф. Марковской. — М., 1988.
Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально- го развития детей. — М., 1989.
Московкина А.Г., Савинова Т. В. Факторы риска в этиологии наруше- ний слуха и сложного дефекта интеллекта и слуха / Диагностика и кор- рекция аномалии психического развития у детей (клинико-психологи- ческие основы) / под ред. Е. М. Мастюковой, И. Ф. Марковской. — М., 1988.
Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слу- ховой функции (диагностика и коррекция). — М., 2003.
РАЗДЕЛ 3
ГРУППЫ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
|