Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение зрения








 

       
Нарушения слухового   Нарушения зрительного  
восприятия   восприятия  
      г  
Нарушения в овладении   Недостаточность ориентировки
словесной речью   в пространстве;
      ограниченность адекватных предметных представлений; замедленное развитие различных форм деятельности
         
Особенности развития   Особенности характера,  
личности (выразительность   своеобразие мимики  
движений, мимики)        
             


Рис. 2. Структура комплексного (сложного) нарушения
при слепоглухоте



 


лее часто встречаются тяжелые инфекционные заболевания, ко-
торые мать перенесла во время беременности — краснуха на ран-
них сроках беременности, вирусный грипп, цитомегаловирусная
инфекция, врожденный токсоплазмоз и др. Причинами комплекс-
ных нарушений могут стать хронические соматические заболева-
ния матери (диабет, заболевания щитовидной железы, тяжелое
нарушение сердечной деятельности и др.). Особое место среди при-
чин, вызывающих множественные нарушения развития, занимают
факторы генетического происхождения, различные заболевания,
наследственные синдромы (синдром Маршалла, синдром Ушера,
синдром Альпорта, синдром Лоу и др.). Отмечается увеличение
числа детей, у которых на возникновение множественных наруше-
ний развития повлияла глубокая недоношенность. Знание этих при-
чин позволяет специалисту наиболее верно раскрыть структуру де-
фекта, правильно диагностировать нарушение и, следовательно,
выявить особенности развития ребенка (Бертынь Г.П., 1985).

Диагностика комплексных нарушений чрезвычайно затрудни-
тельна, так как они могут проявляться в сенсорной, двигатель-
ной, речевой, познавательной сферах ребенка. Дифференциаль-
ная диагностика детей, имеющих такие нарушения, осуществля-
ется с учетом всех факторов, определяющих их психическое раз-
витие.

Изучение детей с множественными нарушениями предусмат-
ривает глубокое всестороннее комплексное исследование. Такой
подход к выявлению и анализу психолого-педагогических особен-
ностей ребенка, его потенциальных возможностей требует высо-
кой квалификации специалиста. Кроме того, правильное решение
этих вопросов требует понимания основ структуры нарушений,
которые были рассмотрены в предыдущем разделе.

В ряде случаев может иметь место осложненный дефект. На прак-
тике существует немало примеров, когда весьма нелегко дать
однозначный диагноз отклонениям в развитии, трудно устано-
вить структуру дефекта. Происходит это чаще всего тогда, когда
патология выражена неярко, а аномалии в развитии имеют не-
грубые формы.

При осложненном нарушении, как отмечает Е.М.Мастюкова
(1988), необходимо выделить ведущий дефект и осложняющие его
расстройства. Например, олигофрении, задержке психического раз-
вития, ДЦП могут сопутствовать различные формы не резко вы-
раженных нарушений зрения, слуха, дизартрические расстрой-
ства речи и т. д. При многих формах аномального развития наблю-
даются двигательные нарушения, нередко в виде отдельных слабо
выраженных синдромов детского церебрального паралича, про-
являющихся в изменениях мышечного тонуса, нарушениях рав-
новесия, неловкости движений. Основной вид аномального раз-
вития приобретает особую структуру при его осложнении различ-



 


ведущего (основного) дефекта, но при этом необходима индиви-
дуализация обучения и воспитания, а также специальная коррек-
ционная программа, учитывающая влияние сочетания основного
и сопутствующего нарушений; кроме того, часто требуется спе-
циальное лечение.

Как мы уже отмечали, на структуру аномального развития ре-
бенка влияет много весьма разнообразных факторов. В первую оче-
редь важное значение имеет время возникновения первичных на-
рушений. Ранняя патология в наибольшей степени нарушает весь
ход психического развития ребенка. Особенности развития опре-
деляются также этиологией, патогенезом, локализацией первич-
ных нарушений, степенью их выраженности.

Развитие детей, имеющих комплексные (сложные) наруше-
ния, во многом зависит от прошлого опыта жизнедеятельности в
семье или в каком-либо воспитательном или учебном учрежде-
нии, так как большинство из них могут оказаться подвергнутыми
депривации, которая задерживает развитие и снижает формиро-
вание их способностей.

Вопросы и задания

1. Дайте определение комплексного (сложного) нарушения развития.

2. Назовите причины, вызывающие комплексные нарушения в разви-
тии.

3. Что такое «осложненный дефект»?

4. Представьте схематично структуру комплексного и осложненного
нарушения развития.

Литература

Бертынь Г. П. Этиологическая классификация слепоглухоты // Дефек-
тология. — 1985. — № 5.

Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенно-
сти клинических проявлений сложных дефектов//Дефектология. — 1589. —
№ 3.

Диагностика и коррекция аномалий психического развития у де-
тей (клинико-психологические основы) / под ред. Е. М.Масткжовой,
И. Ф. Марковской. — М., 1988.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально-
го развития детей. — М., 1989.

Московкина А.Г., Савинова Т. В. Факторы риска в этиологии наруше-
ний слуха и сложного дефекта интеллекта и слуха / Диагностика и кор-
рекция аномалии психического развития у детей (клинико-психологи-
ческие основы) / под ред. Е. М. Мастюковой, И. Ф. Марковской. — М.,
1988.

Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слу-
ховой функции (диагностика и коррекция). — М., 2003.


РАЗДЕЛ 3

ГРУППЫ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал