Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуль I — комплексно-диагностический.
Данный этап рассматривается как организационная и содер- жательно-деятельная единая система, в которую вовлечены раз- ные специалисты (врачи, педагоги-дефектологи, психологи), а также семья. Основной его целью являются реализация комплекс- ного подхода к изучению личности ребенка, имеющего сложное нарушение, и первая ступень разработки индивидуального марш- рута развития.
В задачи модуля I входят создание комплексной диагностиче- ской карты, выявление и квалифицирование видов нарушений, установление их возможных причин. Реализация этих задач зави- сит от профессиональной компетенции специалистов и соблюде- ния ряда условий при осуществлении программы комплексно- диагностической работы.
Первое условие — всесторонность изучения детей. Единая комплексная диагностическая карта должна включать первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогичес- кое обследования. Медицинское обследование необходимо прово- дить с участием врачей разных специальностей (невропатолога, пе- диатра, психоневролога, офтальмолога, отоларинголога, генети- ка, ортопеда и др.). Психолого-педагогическое обследование пре- дусматривает изучение особенностей сенсорной, познавательной и личностной сфер, двигательных возможностей ребенка, его по- ведения, воли, уровня развития речи, навыков самообслуживания.
Второе условие — интегрированный подход в разработке диагностических методик. Это предполагает использование в ин- терпретированном варианте традиционных методик психолого-пе- дагогической диагностики, которые реализуются в деятельности специалистов. По характеру и результатам их выполнения дается определенная квалификация нарушения. Подбор методик осуще- ствляется таким образом, чтобы они соответствовали целям более широкого и глубокого отражения возможной сложности структу- ры аномального развития.
Третье условие — состав системы диагностических зада- ний должен подбираться с учетом каждого возрастного этапа, так как дети с комплексными нарушениями развития, поступак> Шйе
в учреждение, могут быть различного возраста: раннего, дошколь- ного, школьного, подросткового.
Четвертое условие — специфичность подбора (или со- ставления) инструкций к предъявляемым заданиям и разнообра- зие методов сбора информации. При проведении первичного ком- плексного обследования в каждом конкретном случае сложного нарушения необходимо выбирать соответствующую форму инст- рукций, чтобы они были доступны для понимания выполняемых заданий (словесные инструкции, показ, жест, таблички). Можно использовать следующие методы: анализ медицинской докумен- тации и продукции детей; анкетирование; сбор сведений о нали- чии ранней коррекционной работы, если таковая проводилась; анализ микросоциума.
Во время обследования большое значение придается наблюде- нию за характером поведения ребенка, степени его адекватности в новой обстановке. Для полноты информации важную роль игра- ет беседа с родителями, во время которой уточняются анамнес- тические сведения, данные о перенесенных заболеваниях, изуча- ются объективные факты, отражающие индивидуальные особен- ности ребенка.
На основе данных комплексной диагностики принимается ре- шение об определении ребенка в ту или иную диагностическую группу.
|