Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип единства обучения и воспитания.
Способами осуществления коррекционно-педагогической по- мощи детям с комплексными нарушениями развития являются обучение и воспитание. Рассмотрим, обращаясь к общеизвестным определениям, в каких отношениях они находятся.
Обучение — это целенаправленно организованный путь полу- чения образования, планомерно и систематически осуществляе- мый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных педагогов, мастеров. Воспитание — про- цесс систематического воздействия, направленного на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к произ- водственной, общественной и культурной деятельности1.
Если обучению присуща нормативность знаний и умений, то в основе воспитания лежат межличностные отношения, живые со- бытия и явления окружающей действительности, способные вы- звать у человека чувственно-эмоциональные переживания. В вос- питании преобладает ценностно-ориентированный, мотивацион- ный, поведенческий, эмоциональный компоненты.
Суммируя сказанное, подчеркнем, что в обучении осуществ- ляется перенос способов, средств для решения интеллектуальных технологических задач, в то время как воспитание оказывает вли- яние на становление характера человека. Такое разделение воз- можно только теоретически и недопустимо по отношению к де- тям с комплексными нарушениями развития. Объединением обу- чения и воспитания служит совместное значимое построение об- разовательной области, ее содержание, способы освоения, под- чиненные единой цели, — оказанию помощи в развитии ребенка и в реализации его возможностей в настоящей жизни.
Обучение и воспитание — это средства социальной организа- ции присвоения индивидом исторически сложившихся способ- ностей, способов поведения и необходимая форма его психиче- ского развития. Все виды обучения и воспитания направлены на организацию генетически преемственных различных типов вос- производящей деятельности человека. Поэтому учебно-воспита- тельный процесс, во-первых, формирует у него эту деятельность, во-вторых, обеспечивает через ее осуществление присвоение че- ловеком соответствующих способностей и способов поведения.
Советский энциклопедический словарь. — М, 1979. — С. 250.
W
Обретение им различных конкретных знаний, являющихся внеш- ним содержанием учебно-воспитательного процесса, связано в конечном счете с реализацией именно этих двух внутренних его функций (Леонтьев А. Н., 1981).
|