Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, сущность и виды спроса
Спрос – это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Однако спрос выражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательскую способность. В зависимости от степени агрегирования товаров различают следующие понятия спроса: общий объем спроса, макро - и микроспрос. Под общим объемом спроса населения понимается сумма денежных средств, который в определенный период может быть предъявлена на покупку товаров в рамках единого экономического пространства республики, экономического региона, области и т.д. Макроспрос - совокупный спрос населения республики, региона, крупной социально-экономической группы на продукцию определенной отрасли в целом, либо на укрупненную группу товаров и услуг. Микроспрос – это спрос отдельных групп потребителей на конкретный вид товара, его разновидностей, выделяемых по определенным признакам. Выделяют также виды спроса как спонтанный, альтернативный, твердосформулированный, спрос населения и спрос коллективных потребителей. Спонтанный – импульсивный спрос, проявляющийся при покупке незапланированного покупателем товара. Альтернативный – спрос на конкретные товары, допускающий замену одного изделия другим. Твердосформулированный – спрос на конкретные товары, недопускающие замены одного изделия другим по объективным причинам. Спрос населения – потребность населения в товарах, обеспеченная денежными доходами. Спрос коллективных потребителей – потребность в товарах социальной сферы для целей коллективного потребления и хозяйственных нужд. По степени удовлетворения выделяют удовлетворенный (реализованный) и неудовлетворенный. Удовлетворенный – спрос завершающейся покупкой товаров. Показателем реализованного спроса является розничный товарооборот. Неудовлетворенный – часть предъявленного спроса, которая не была реализована из-за отсутствия нужных товаров вне зависимости от причины несостоявшейся покупки. В практике торговых предприятий применяются понятия формирующегося спроса. Формирующийся спрос – совокупность новых требований предъявляемых покупателями потребительским свойством, качеству, внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой производство и реализацию новых товаров. При характеристике спроса на товары длительного (общесемейного) пользования различают такие виды спроса как: первичный спрос, спрос на замену и дополнительный спрос.
|