Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Количественные показатели оценки результатов работы предприятий торговли
1. Доля предприятия на рынке; 2. товарооборот; 3. доходы (сумма и в % к товарообороту); 4. налоги и отчисления, уплачиваемые из дохода; 5. расходы на реализацию товаров (сумма и в % к товарообороту); 6. прибыль от реализации (сумма и в % к товарообороту); 7. внереализационные доходы; 8. внереализационные расходы; 9. балансовая прибыль (сумма и в % к товарообороту); 10. налоги и отчисления, уплачиваемые из прибыли; 11. чистая прибыль (сумма и в % к товарообороту); 12. средняя численность работников; 13. средняя заработная плата; 14. средняя сумма основных фондов; 15. общая площадь магазина, в т.ч. торговля; 16. средняя сумма оборотных средств.
Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под предприятием. 2. Каковы основные признаки предприятия. 3. Что понимается под торговым предприятием. 4. Что представляет собой хозяйственный механизм. 5. Что представляет собой хозяйственный расчёт. 6. Какие виды хозяйственного расчёта. 7. Что такое самоокупаемость. 8. Чем отличается самоокупаемость от самофинансирования. 9. Что входит в понятие внешней среды работы предприятия. 10. Что представляет собой внутренняя среда работы предприятия. 11. Какой экономический смысл деления на внешнюю и внутреннюю среду работы предприятия. 12. Основные экономические показатели работы торгового предприятия.
Литература для подготовки 1. Арзуманова, Т. И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания [Текст]: учебник / Т. И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009. 2. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст]: Учебник / Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2008. 3. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К°, 2008. 4. Мищенко, А.П. Экономика предприятия торговли [Текст]: Учебное пособие / А.П. Мищенко. - Казань: КИ МГУК, 2009. 5. Раздорожный, А. А. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учеб. пособие / А. А. Раздорожный. – М.: РИОР, 2009.
Тема 3 Механизм хозяйствования торговых предприятий (организаций) В ходе изучения темы студент должен усвоить следующие понятия: Хозяйственный механизм торгового предприятия и его элементы. Роль планирования и планов в работе предприятий. Виды планов. Принципы и методы планирования. Роль экономического анализа в планировании торговой деятельности. Бизнес-планирование в работе торговых предприятий (организации). Содержание бизнес-плана, этапы разработки, разделы, методика составления
План изучения темы
3.1 Сущность, функции, формы планирования. 3.2 Принципы, этапы и методы планирования. 3.3 Стратегическое и текущее планирование. 3.4 Экономический анализ в планировании. Функции, принципы и методы планирования. 3.5 Бизнес-план. Виды, содержание, методы разработки.
Сущность, функции, формы планирования Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учёт, контроль и анализ: активизация и стимулирование. Планирование выступает важнейшей функцией управления. Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учётом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать? Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План - этодокумент, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов. 1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование. Директивное цитирование - представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование - наиболее распространённая во всём мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Индикативное и директивное планирование должно дополнять друг друга, быть органически увязанным. 2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степе: детализации плановых расчётов принято различать долгосрочное (стратегическое), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Стратегическое планирование охватывает период более 5 лет, например: 10, 15 и 20 лет. Такие планы признаны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год.
Принципы, этапы и методы планирования К важнейшим методологическим принципам планирования относятся: - системность; - непрерывность; - компактность; - адекватность; - целенаправленность и приоритетность; - оптимальность; - сбалансированность и пропорциональность; - социальная ориентация; - сочетание отраслевого и регионального аспекта планирования. Общий алгоритм планирования включает в себя несколько этапов: - анализ информации о выполнении плановых показателей за предыдущие периоды (месяц, квартал, год); - подготовка первого варианта плана торговой организации (фирмы, предприятия) по опорным показателям; - подготовка предварительных планов структурных подразделений; - оценка планов подразделений сточки зрения их соответствия плану предприятия, при необходимости, увязка отдельных параметров и корректировка; - составление окончательного плана и программ. В современной экономической литературе выделяют следующие виды планирования [18; 19; 24; 26]: По срокам планирования: оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.; краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия; среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план; долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы. По функциональным направлениям и назначению: производства и реализации продукции; материально-технического обеспечения; капитальных вложений и капитального строительства; труда, кадров и заработной платы; издержек производства и реализации продукции; развития науки и техники; повышения экономической эффективности производства; социального развития коллектива предприятия; охраны природы; финансов. другие планы по функциям и сферам деятельности. По уровням управления предприятием: общефирменные планы; планы структурных подразделений (филиал, производство, цех); планы работ функциональных отделов; планы работ участков и бригад. По объектам планирования: по видам деятельности; по конкретным продуктам, видам работ и услуг; план выпуска новых изделий; план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д.
Также различают следующие виды [9; 10]: последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего; скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных; гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов. При разработке планов используются следующие методы [11]: Балансовый метод увязывает потребности в ресурсах с источниками их покрытия; предусматривает составление раз-личных балансов (материальных, производственных мощностей, полуфабрикатов, трудовых ресурсов и рабочих мест, балансов доходов и расходов предприятия). Экономико-математический метод дает возможность многовариантного анализа деятельности предприятия и выбора наилучшего планового решения (выбора оптимальной партии выпуска продукции, закрепления ассортимента выпускаемой продукции за оборудованием, оптимизации транспортных потоков). Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. Программно-целевой метод увязывает частные планируемые задачи и мероприятия с нацеленностью на достижение необходимого результата. Этот метод предназначен для разработки сложных научно-технических программ развития, экологических программ, финансовых программ и программ антикризисного управления, т.е. исходя из стратегических целей развития предприятия. Графо-аналитический метод устанавливает в наглядной графической форме тенденции в изменении объемных показателей, а также качественных (фондоотдача, производительность труда, материалоемкость) показателей и позволяет оценить общий характер результатов работы. Разновидностью графо-аналитических методов является сетевое планирование, координирующее в пространстве и времени управление сложными производственными процессами Нормативный метод означает использование в качестве инструмента планирования систему норм и нормативов. Одни из них устанавливаются федеральными органами управления (например, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, нормы амортизации, нормы отчислений от прибыли в бюджет). Другие - органами исполнительной власти субъекта Федерации (тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, ставки арендной платы на землю, налога на имущество). Ряд нормативов разрабатывается самими предприятиями на основе изучения передового опыта в целях рационализации затрат.
Стратегическое и текущее планирование Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по её достижению. Её важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования): распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы: - определение миссии предприятия (фирмы); - формулирование целей и задач функционирования предприятия; - анализ и оценка внутренней структуры предприятия; - разработка и анализ стратегических альтернатив; - выбор стратегии. Цель текущего планирования – установление краткосрочных целей торговой компании и определениетактики их достижения.Оно осуществляется посредством комплекса взаимоувязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью фирмы, направленной на реализацию стратегического плана с учетом сложившихся перед началом планового периода условий. Текущие планы – инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев. Общий алгоритм текущего планирования включает в себя несколько этапов: - анализ информации о выполнении планов за предыдущий период (месяц, квартал, полугодие, год); - подготовка первого варианта плана торгового предприятия (фирмы) по опорным показателям; - подготовка предварительных планов структурных подразделений; - оценка планов подразделений с точки зрения их соответствия плану предприятия при необходимости увязка отдельных параметров и корректировка; - составление окончательного плана и программ; - подготовка финансовых бюджетов.
Экономический анализ в планировании. Функции, принципы и методы планирования Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ в отличии от других относится к обстрактно-логическому методу исследования экономических явлений. В настоящее время выделяют общеэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне и конкретно – экономический анализ на микроуровне, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий. Экономический анализ является одной из выполняемых функций управления тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Важной функцией АХД является научное обоснование текущих и перспективных планов. К функциям анализа относится также контроль выполнения планов и управленческих решений, экономного использования ресурсов. Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии. -поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг. Объективная диагностика деятельности предприятия способствует росту производства. повышению его эффективности, и наоборот. И наконец, разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.
|