Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия






Условия внешней среды функционирования торговых предприятий формируются под влиянием целого ряда факторов. Основные из них следующие:

- политические (уровень политической стабильности в регионе, правительственная политика, правовая база деятельности предприятия и отрасли и др.)

- демографические (половозрастной состав населения, уровень рождаемости, старения, населения, эмиграция и др.)

- природные (климатические условия, источники сырья и топлива и др.)

- научно-технический потенциал (состояние отраслевой науки, рост или снижение расходов на научно-исследовательские работы в отрасли, срок внедрения научных разработок и их эффективность).

Кроме перечисленных выше факторов на работу предприятий торговли оказывают влияние: объем производства, предметов потребление, численность и состав обслуживаемого населения, денежные доходы и расходы населения, конкуренты.

Внутренняя среда – это совокупность условий и системы взаимосвязи подразделений субъекта хозяйствования. Основными элементами внутренней среды торговых предприятий являются структура, материальные ресурсы, персонал, финансы, маркетинг, межличностные отношения работников и др.

 

 

2.3 Хозяйственный механизм торгового предприятия и его элементы

В самом общем виде экономический механизм хозяйствования можно представить как необходимую взаимосвязь различных экономических явлений. Применительно к субъекту экономики хозяйственный механизм определяется как совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения эффективности субъекта хозяйствования.

Хозяйственный механизм предприятий торговли является подсистемой хозяйственного механизма всего народнохозяйственного комплекса. Как экономическая категория хозяйственный механизм предприятий торговли представляет собой совокупность форм, методов, и инструментов хозяйствования, посредством которых регулируется торговая деятельность и достигаются высокие конечный результаты.

Структура хозяйственного механизма предприятий торговли включает следующие основные звенья:

- хозрасчетные отношения, основанные на самоокупаемости и самофинансировании предприятий торговли. В условиях рыночной экономики это звено хозяйственного механизма выступает на первый план, несколько отодвигая такой структурный элемент, как планирование;

- планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности предприятий торговли;

- хозрасчетное стимулирование, предполагающее ряд экономических рычагов и стимулов;

- организационная структура управления предприятий торговли;

Хозрасчетные отношения представляют собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в стоимостном выражении затрат и результатов труда, а также предусматривающий не только возмещение расходов, но и получение прибыли.

Главной целью реализации хозрасчетных отношений является повышение эффективности деятельности на базе рационального и экономного использования всех видов ресурсов.

Экономическая сущность хозрасчетных отношений в торговле раскрывается через их принципы, полнота соблюдения которых в свою очередь определяет формы этих отношений. К основным принципам хозяйственного расчет традиционно относятся следующие:

1. Хозяйственно-оперативная самостоятельность торговых предприятий, которая заключается в их экономической обоснованности. Этот принцип предполагает наличие у торговых предприятий обособленного имущества, возможности осуществления самостоятельного планирования и самостоятельного выбора партнеров (поставщиков товаров, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных организаций); статуса юридического лица.

2. Самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость является первой ступенью хозрасчета и предполагает покрытие расходов (или текущих затрат) доходами. Самофинансирование – это более высокая ступень текущих затрат, но и получение достаточной прибыли для расширения объемов деятельности.

3. Материальная заинтересованность в торговой деятельности, которая заключается в получении максимального дохода при минимальных затратах.

4. Материальная ответственность предполагает несение ответственности торгового предприятия за использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам за счет дохода и резервов (например, за нерациональное использование кредита начисляется пеня).

5. Экономическая ответственность – понятие более широкое, чем материальная ответственность. Экономическая ответственность означает, что предприятие за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал