Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие показателями методы изучения конъюнктуры рынка
Конъюнктура как экономическое понятие - это совокупность условий (признаков) всех взаимосвязей, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период. Конъюнктура рынка - это совокупность конкретных условий, определяющих в каждый момент соотношение спроса и предложения. Под торговой конъюнктурой понимается состояние торговли за определенный период времени, складывающееся под влиянием спроса и товарного предложения в конкретных условиях хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий. При изучении торговой конъюнктуры обычно различают общую конъюнктуру и отдельных рынков или взаимосвязанных товаров, а также конъюнктуру региональных рынков (республики, экономических районов) в их взаимосвязи и обусловленности Конъюнктура торговли является необходимым составным элементом конъюнктуры рынка и несет в себе как общие, так и специфические черты, обусловленные особенностями спроса населения, формирования товарного предложения, выполняемых функций. Основная цель изучения конъюнктуры торговли - установить, в какой мере деятельность торговых организаций влияет на состояние рынка, как должна развиваться торговля в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и обеспечить выполнение плана товарооборота. Положение, складывающееся на рынке в конкретный момент, можно определить как конъюнктуру текущего момента (или конъюнктурную ситуацию). Конъюнктурная ситуация характеризуется особенностями хода развития розничного товарооборота торговли и потребительской кооперации, оптовой и розничной продажи отдельных видов товаров, особенностями изменения товарных запасов. Одним из основных условий эффективного изучения конъюнктуры торговли является наличие достоверной оперативной информации о состоянии спроса и предложения за конкретный период, факторах, обусловивших изменение объема, структуры спроса и предложения товаров. Все источники информации о состоянии конъюнктуры торговли можно разделить на внутренние и внешние. Под внутренними понимаются собственные источники информации торговых предприятий и организаций, характеризующие: - Товарное обеспечение планов розничного товарооборота; - Условия закупки товаров; - Запасы товаров на розничных и оптовых предприятиях; - Выполнение плана товарооборота по видам оборота; - Изменение объемов покупательных фондов населения; - Внедрение прогрессивных методов продажи товаров; - Качество поступающих товаров; - Мероприятия по активизации торговли отдельными товарами; - Подготовку организаций к торговле товарами сезонного спроса; - Насыщенность товарами отдельных торговых организаций; - Планы и задания по розничному товарообороту на предстоящий квартал Внешняя информация - это представляющие интерес для изучения конъюнктуры торговли сведения, поступающие от других организаций в виде официальных форм отчетности, обзоров, справок. Основными методами изучения торговой конъюнктуры являются: - Анализ торгово-экономической информации; - Изучение рынка с помощью специально организованных наблюдений (опросов населения, выборочных обследований и т.д.) - Анализ информации, получаемой от организаций торговли, а также отдельных корреспондентов в виде различных конъюнктурных материалов, докладов, сводок, справок, по телеграфу и т.д.; - Непосредственное изучение конъюнктуры на розничных предприятиях торговли путем бесед с торговыми работниками и покупателями, наблюдений за ходом реализации и состоянием товарных запасов; Различают следующие виды материалов, характеризующие конъюнктуру торговли: - Конъюнктурные обзоры – охватывают все стороны торговой конъюнктуры; - Конъюнктурные информации – освещают конъюнктуру торговли по ограниченному кругу вопросов; - Экспресс-информации – содержат отдельные цифровые материалы и факты, характеризующие конъюнктуру торговли отдельными товарами; В обзорах освещаются следующие основные вопросы конъюнктуры: - Выполнение плана товарооборота отдельными организациями; - Состояние торговли продовольственными товарами и непродоволь-ственными товарами (по важнейшим группам) - Изменения в спросе на товары по сравнению с прошлым кварталом и аналогичным периодом прошлого года; - Отсутствие в продаже отдельных товаров и его причины; - Привлечение дополнительных источников для обеспечения плана това-рооборота; - Поступление новых товаров, в том числе от местной промышленности; - Сокращение ассортимента товаров, пользующихся спросом (какие товары и какими поставщиками сняты с производства); - Качество поставляемых товаров, их маркировка и упаковка; - Тенденции изменения уровня товарных запасов; - Факторы, влияющие на выполнение плана товарооборота на предстоящий прогнозный период.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое рынок и важнейшие виды рынка. 2. Что такое потребительский рынок и по каким признакам он подразделяется. 3. Какие основные элементы рынка. 4. Что собой представляет товарное предложение. 5. Что такое спрос и какие его виды. 6. Основные методы изучения реализованного и неудовлетворенного спроса. 7. Методы изучения неудовлетворенного и формирующего спроса. 8. Перечислить основные методы прогнозирования. 9. Что представляет собой метод экстраполяции и в каких случаях применение его наиболее обоснованно. 10. Дать характеристику экономико-математическим методам прогнозирования. 11. Что представляет собой нормативный метод и в каких случаях применение его представляется наиболее рациональным. 12. Экономический смысл и виды балансов, разрабатываемых в торговой отрасли. 13. Дать характеристику, перечислив доходную и расходную части баланса денежных доходов и расходов населения. 14. Дать характеристику баланса спроса и предложения. 15. Дать характеристику баланса товарных ресурсов. 16. Как рассчитываются покупательные фонды населения. 17. Дать определение, как экономических понятий, конъюнктура, конъюнктура рынка и торговли. 18. Перечислить основные методы изучения торговой конъюнктуры. 19. Дать характеристику информации, используемой при изучении торговой конъюнктуры. Литература для подготовки 1. Арзуманова, Т. И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания [Текст]: учебник / Т. И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К°, 2009. 2. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст]: Учебник / Под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2008. 3. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К°, 2008. 4. Мищенко, А.П. Экономика предприятия торговли [Текст]: Учебное пособие / А.П. Мищенко. - Казань: КИ МГУК, 2009. 5. Раздорожный, А. А. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учеб. пособие / А. А. Раздорожный. – М.: РИОР, 2009. Раздел 2. Экономический анализ и планирование хозяйственной деятельности торгового предприятия
|