Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и упражнения. Курс микроэкономики для студентов Полноценное экономическое образование предполагает ясное понимание тех мотивов и соображений






Предисловие.

 

Курс микроэкономики для студентов Полноценное экономическое образование предполагает ясное понимание тех мотивов и соображений, которые лежат в основе принятия важнейших управленческих решений фирмами, мотивов поведения домашних хозяйств в процессе принятия ими решений о покупках, а также принципов, которыми руководствуются правительственные учреждения при выработке направлений экономической и социальной политики. Знание основ микроэкономики очень важно также для понимания механизма функционирования современной экономики как целостной системы.

Предлагаемые планы семинарских занятий призваны помочь студентам в освоении основных разделов курса микроэкономической теории. Для более качественного изучения этих и некоторых других проблем микроэкономики подобраны задачи и упражнения, а для проверки знаний предложены тесты. Добросовестное и внимательное выполнение предлагаемых заданий облегчит студентам понимание важнейших положений курса микроэкономики, а также позволит им более качественно подготовиться к выполнению контрольных заданий по темам и итогового экзамена по курсу.

Выполнение предлагаемых заданий и упражнений не требует какой-то специальной математической и теоретической подготовки и вполне по силам всем студентам, освоившим базовые дисциплины в процессе обучения в экономическом университете.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов специальностей «Экономика»,

«Экономическая политика» (дневное отделение)

 

№ п/п Наименование темы Объем часов в том числе:
лекц. сем. зан.
1. Введение в микроэкономику      
2. Основы теории спроса и предложения      
3. Теория поведения потребителя      
4. Рыночный спрос и его эластичность      
5. Функция производства и технология      
6. Издержки производства и прибыль      
7. Максимизация прибыли и предложение на конкурентных рынках      
8. Монополия      
9. Монополистическая конкуренция      
10. Олигополия      
11. Рыночная власть и способы ее ограничения      
12. Рынок труда      
13. Рынок капитала      
14. Рынок земли      
15. Общее равновесие и экономическая теория благосостояния      
16. Теория внешних эффектов      
17. Рынки с асимметричной информацией      
18. Общественные блага и общественный выбор      
  Итого по курсу:      

Тема 1. Введение в микроэкономику

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1.Место микроэкономики в системе экономических дисциплин. Микроэкономика и макроэкономика.

2.Методы микроэкономического анализа. Научность микроэкономического метода и его альтернативы.

3. Микроэкономическая теория и ее составляющие. Реализм допущений в микроэкономических моделях.

4. Сравнение экономических систем и перспективы их развития.

Проблемы и упражнения

1. Предположим, что вы живете в одиночестве на острове. Какие основные экономические проблемы вам не пришлось бы решать? Почему не возникает никаких экономических проблем, когда люди имеют все, что хотят? Как вы думаете, действительно ли неограниченны человеческие потребности, или когда-нибудь в обществе будет производиться столько товаров и услуг, что все члены общества будут получать все, что им необходимо?

 

2. Почему делая предсказание, основанное на экономической модели, следует вводить ограничение «при прочих равных условиях»? Каков конечный критерий полезности теории?

 

3. Какие из нижеследующих утверждений являются позитивными, а какие нормативными? Почему?

Если бы цена на бензин возросла на 20 %, объем его продаж упал бы на 30 %;

Следует ввести тарифы на поставку продуктов питания в Республику Беларусь;

Введение тарифов на поставку продуктов питания в Республику Беларусь приведет к повышению заработной платы в сельском хозяйстве нашей страны;

Уменьшение дефицита государственного бюджета приведет к снижению процентных ставок;

Правительству следует добиваться выравнивания уровня благосостояния в обществе, так как это приведет к экономической стабильности и повысит экономическую эффективность.

 

4. Предположим, чтоодин килограмм речной рыбы стоит в Мозыре в два раза дешевле, чем в Минске (в значительной степени это соответствует действительности). Как вы думаете, почему это происходит? Насколько этот факт соответствует принципу «невидимой руки». Существует ли в данной ситуации возможность для «арбитража», то есть скупки рыбы в Мозыре с целью ее перепродажи в Минске?

 

5. В одном из номеров газеты «Гастроном» был поднят вопрос, почему многие товары в коммерческом киоске продаются по значительно меньшей цене, чем в крупном магазине? Предполагая неправомерность такого положения, автор статьи писал: «Магазин – это крупное предприятие, которое использует все преимущества специализации и масштаба производства. Коммерческий же киоск представляет собой вчерашний день торговли. К тому же у владельца киоска возникает целый ряд проблем, которые неизвестны крупным супермаркетам. Решение всех этих проблем неизбежно повышает издержки, связанные с продажей единицы товара. Почему же тогда мы можем купить очень многие вещи дешевле в киоске, чем в большом магазине?»

Какие экономические переменные влияют, по вашему мнению, на цену товаров в супермаркетах и коммерческих киосках? Какие гипотезы вы могли бы предложить для объяснения сложившегося положения? Можно ли проверить истинность ваших предположений?

Тесты

1. По мнению экономистов люди всегда будут желать большего, чем имеют, потому что:

а) люди жадны;

б) производительные ресурсы ограничены;

в) люди опасны в своем поведении;

г) люди ведут себя нерационально.

 

2. Экономика лучше всего может быть определена как:

а) способ взаимодействия микро- и макроэкономических принципов;

б) общественная наука, которая изучает осуществление выбора, обеспечивающего производство максимального количества благ для потребления из ограниченного количества ресурсов;

в) оценка эмпирических суждений с помощью формальной логики;

г) опровержение гипотез и фактов реальной жизни с помощью политики.

 

3. Экономические исследования направлены главным образом на:

а) поиск способов сохранения и приумножения имущества частных лиц;

б) поиск доказательств того, что капиталистическая экономика более эффективна, чем социалистическая;

в) поиск выбора, обеспечивающего наиболее рациональное использование ограниченных ресурсов;

г) поиск наиболее справедливых способов распределения общественного богатства.

4. Как рациональный потребитель Вы принимаете решение идти в кино:

а) если Ваши издержки, связанные с просмотром данного кинофильма, оцениваются Вами выше, чем выгоды от просмотра;

б) если выгоды от просмотра данного кинофильма оцениваются Вами выше, чем издержки, связанные с просмотром;

в) если Ваш доход позволяет вам купить билет;

г) потому что кино Ваше любимое зрелище.

 

5. Утверждение, что бесплатных завтраков не существует, означает что:

а) люди всегда выбирают, какая экономическая цель для них предпочтительнее;

б) любое производство связано с использованием ограниченных ресурсов, поэтому достижение одной экономической цели означает невозможность достижения другой цели;

в) предельный анализ не используется в экономических суждениях;

г) при рациональном поведении выбор невозможен.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал