![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешняя среда организации
Внешняя среда организации - одно из центральных понятий в современной теории организации, которое характеризует всю совокупность внешних факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности организации. Рассматривается как необходимое условие и одновременно ограничение выживания, функционирования и развития организации. Внешняя среда – сверхсложная система, представляет собой всю совокупность внешних по отношению к организации факторов, которые влияют на её жизнедеятельность и развитие. 2.6.20. Модели внешней среды: 1. Среда, как макроокружение: § Политическая: - конституционные основы - формы собственности - особенности законодательства - политическая стабильность § Экономическая: - уровень жизни - капитал - поставщики - потребители - конъюнктура - цены § Технологическая: - развитие науки - развитие технологий § Социальная: - социальные нормы - социальные воззрения - этические нормы 2. Среда, как система ресурсных ниш: трактуется как совокупность ресурсов (ресурсные ниши) или сферы сбыта продукта (продуктовые рынки) § рабочая сила § природные ресурсы § инфраструктура
3. Среда, как целевое окружение Организации возникает для выполнения каких-либо целей. Если меняются цели, должны меняться и инструменты, способы их достижения. Внешняя среда как микроокружение, т.е те организации, социальные группы, с которыми данная организация находится в непосредственном взаимодействии и от которых зависит ее эффективность и выживание. 4. Среда характеризуется переменами и неопределенностью Это могут быть технические инновации, экономические перемены (изменение уровня инфляции), изменения законодательства, новшества в политике конкурентов и т.д. Такая нестабильная среда, которая создает большие трудности для управления, присуща российскому рынку. Организация как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Разделяют среду прямого и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. Это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но опосредованно влияют на них. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, существенные для организации события в мире. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также степень вариативности каждого фактора. На организации быстро растущие, а также использующие сложные и развивающиеся технологии воздействует большее число факторов. Подвижность внешней среды – это скорость изменения факторов внешней среды. Неопределённость внешней среды – функция количества информации, которой располагает организация в отношении какого-либо фактора: § Поставщики. Рассматривая воздействие поставщиков, следует определить основные виды поставляемых ресурсов. Как правило, это: материалы, оборудование, энергия, капитал, рабочая сила. Очень важно оценить надёжность поставщика, его способность выполнять обязательства в срок и тем экономить финансовые ресурсы организации, а также качество поставляемого ресурса. § Трудовые ресурсы. Весьма часто сдерживают развитие организации или даже целой отрасли в случае нехватки. Вопросы управления и инноваций напрямую зависят от кадров и в основном определяют успех или неуспех предприятия. § Законы и государственные органы могут влиять на состояние отдельной отрасли или даже всей экономики в целом. Определяя своей политикой возможность развития и эффективность вложения капитала. § Потребители являются интегральным показателем деятельности организации, решая какие товары и услуги им необходимы и где они являются лучшими. § Конкуренты ведут борьбу за все описанные ресурсы и потребителей. Поэтому для организации так важна её уникальность позиционирования. § Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Развитие новых технологий увеличили доступность и скорость обмена информацией, поменяв тем самым картины во многих отраслях, поменяв сами приоритеты и направления развития. § Состояние экономики может полностью изменить стратегическое направление развития организации, поменять привлекательность различных отраслей для инвестиций, сделать предприятие банкротом, или наоборот, создать условия для перехода на более высокий уровень. § Социальные факторы влияют на организационную культуру организации, способствуют или препятствуют достижению высокой производительности труда. 2.6.21. Характеристики внешней среды: гетерогенность, неопределенность Гетерогенность – понятие, описывающее внешнюю среду как сверхсложную разноприродную, многоэлементную систему, состоящую из ряда неоднородных сегментов, каждый из которых характеризуется своим уровнем динамики, предсказуемости, неопределенности. Гетерогенность - степень различия членов некоторой совокупности между собой. Элементы концепции просматривались в трудах Саймона. Появилась 60-70 гг. в рамках работ представителей ситуационного подхода Лоуренса и Лорша. Процесс адаптации организации к гетерогенности внешней среды связан со структурной дифференциацией организации. Особенность г.в.с. – внешняя среда по-разному проявляется для различных специализированных подразделений, взаимодействующих с ней. В сложных организациях каждое подразделение вынуждено обеспечить оптимальный уровень баланса со своим фрагментом внешней среды и находить свои собственные пути преодоления неопределенности, что создает конфликт между подразделениями и ставит под сомнение возможность обеспечения высокой интеграции организации, выработки единой стратегии. Чем выше неопределенность в каждом секторе внешнего окружения и больше различия между ними, тем больше потребность фирмы в дифференциации и автоматизации отделов и подразделений. В результате формируются сложные или комплексные организации, характеризующиеся гетерогенностью и различным функционированием отдельных подразделений. Неопределенность обстановки. Под неопределенностью мы подразумеваем то, что зачастую решения приходится принимать без достаточной информации о факторах среды, и тем, кто принимает решения, трудно предсказать внешние изменения. Неопределенность обстановки повышает риск провала стратегии организации и затрудняет расчет затрат и вероятностей, связанных с альтернативными стратегическими направлениями. Организации стараются получить представление о неопределенных условиях посредством анализа, пытаясь свести многочисленные факторы обстановки к модели, которая будет понятной и согласно которой можно действовать. Источники неопределенности: § Динамическая внешняя среда § Технология Средство преодоления неопределенности - координация Задача управления распадается на 2 задачи координации: 1. Внутренняя – технологии - между подразделениями технического ядра 2. Внешняя – координация с организациями, от которых зависит Способ координации внутри организации зависит от доминирующего типа зависимости. Зависимость рассматривается как базовое условие для сохранения целостности и функционирования организации.
|