Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Донская лошадь






Видным представителем лошадей монгольского типа была и донская разновидность (рис. 36), характерная внешность которой — горбатая голова; сухая, длинная и тонкая шея; прямая и сильная спина, глубокая подпруга, длинный и замечательно сухие ноги.

Рост доходил до 2 верш-ков; преобладающая масть бурая, рыжая и гнедая. Старая донская лошадь отличалась быстротой хода, выносливостью и совкостью, но с начала текущего столетия в донской области образовалось много заводов и славную донскую породу начали „улучшать" скрещиванием, которое довело до полного исчезновения породы, взамен которой получилась прекрасная пользовательская английская полукровка, малонадежная, как и всякий метис, для заводской цели, но вполне удовлетворительная для целей ремонта.

Старая донская лошадь, как мы говорили, имела характерную горбоносую и сухую голову, тонкую и длинную шею, прямую сильную спину, глубокую подпругу, длинные, но сухиеноги.

Донская лошадь недалекого прошлого отличалась, быстротой, выносливостью и необыкновенной совкостью, что делало ее чрезвычайно пригодной для верховой езды.

Способность донской лошади на длинные пробеги весьма значительна и теперь; так в ноябре 1883 г. 4 офицера и 14 казаков прошли в 20-ти градусный мороз по глубокому снегу 1128 верст, из Нижняго-Новгорода, через Москву, в Петербург, всего в 11 дней. Другой такой пробег был совершен в 1884 г., по приказу генерала Гурко, причем две сотни прошли в три дня более 350 вер. и по прибытии приняли участие в атаке, выказав достаточную энергию и боевую готовность.

Нельзя не обратить внимавшие и на пробег 4 августа 1897 г. от г. Юрьева до г. Риги, всего 230 верст. Победа осталась за Английской полукровной кобылой, которая прошла это расстояние в 20 ч. 35 м., вторым пришел англодонец, продукт того же английского скрещивания, в 21 ч. 16м., третьим пришел единственный чистый казак, (?) принимавший участие в этом рейде—в 28 ч. 5 м. Эта лошадь несла самый большой вес — 97 1/2 кил.

Слава о выносливости донской лошади сделалась общеизвестной и испытание донских лошадей с английскими производились довольно часто, особенно в начале прошлого столетия. Так например в 1825 г. происходил пробег на дистанцию в 74 вер., заинтересовавший наше общество и вот как описывает его М. И. Пыляев в своей „Старине русского спорта": „В 1825 году между поклонником Английской кровной лошади графом Матусевичем и донской графом Орловым-Денисовым состоялось крупное пари на двадцать пять тысяч рублей ассигнациями. Пари было составлено у нотариуса; состязающиеся должны были проехать расстояние более 74 верст, именно, от заставы в Петербурге до г. Гатчины и обратно. У Петербургской заставы как и у Гатчинской сидели судьи, депутаты с обеих сторон. Весь Петербург был заинтересован исходом состязания, но ближе знающие дело были наперед уверены в выигрыше английской лошади. Последние держали пари наверняка. Как ни хороши наши донские лошади, но, не увлекаясь, надо припомнить, что нынешние скаковые Английские лошади выработали свою скаковую силу путем скрещивания и подбора кровей в продолжение четырех сот лет. Для знаменательного пари графом Орловым-Денисовым были выписаны с Дона две прекрасные лошади; лучшая из них носила имя „Леонид".

„Англичане прислали из Лондона двух скакунов; один считался даже не первым, носил кличку „Шарпера", второй, запасный, носил имя „Майна". Скачка была назначена 4 августа и, во избежание жары, должна была начаться в 5 часов утра. Несмотря на такой ранний час, несметное число петербуржцев, в экипажах и верхом, собралось у заставы в ожидании небывалого у нас зрелища. Многие зрители разместились в различных расстояниях вдоль дороги почти до самой Гатчины. По сигналу, все лошади пустились вместе. Сначала, на первых верстах, лошади шли скучно. Затем „Леонид", понуждаемый своим молодым ездоком-казаком, стал значительно опережать соперников. Опытный жокей „Шарпера", напротив, стал сдерживать своего коня и все время держался в одинаковом расстоянии от „Леонида". Он, очевидно, берег его силы, думая более об обратном пути, который должен был решить спор. Не доезжая Гатчины, он даже сошел с коня, вытер его всего шерстяною попоною и влил ему в горло бутылку гоголь-моголя с ромом. В Гатчину он приехал после донской лошади. Только на возвратном пути „Шарпер" стал опережать „Леонида" и держать его позади себя, в отдалении, увеличивавшемся с каждою минутою. „Шарпер" и за ним „Майна" прискакали первыми к Петербургской заставе. „Шарпер" был куплен за пять тысяч рублей в завод П.

И. Мятлевым. „Леонид" пришел на 6 минут после. Причину неудачи „Леонида" поспешили объяснить потерей им 3-х подков, при том скакавший на нем казак заболел. „Леонид" имел славу знаменитейшей лошади на Дону, он обскакивал нескольких лучших донских лошадей за один раз, скакавши по 40 верст; с ним пускали свежих лошадей на 7, 8 и 10 верст, которые заменялись одна другою, при чем „Леонид" без отдыха совершил 40 верст, сменив от 5 до 6 свежих соперников. Через 25 дней „Леонид" снова явился на скачку на Волковом поле и проскакал 6 верст в 8 и 1/2 минут, но жеребец „Шарпер" вновь обыграл всех на большую сумму. До этого случая у нас еще не верили в выносливость кровных лошадей, в их силу, и предполагали, что они могут скакать только на коротке и под легким весом".

Так описывает современник это состязание. От себя прибавим, что есть некоторое основание думать, что и в „Леониде" текла так же английская кровь. Донцы, к числу которых принадлежал „Леонид" назывались „кристалевскими" и можно с некоторою уверенностью допустить, что лошади эти ведут свое начало от английского жеребца „Кристала", выведенного графом Платовым из Англии. К этому надо заметить, что „непобедимый" „Шарпер" у себя на родине почитался посредственностью и замечание г.Пыляева, что он “считался даже не первым" более чем основательно. В настоящее время сколько нибудь знающий человек уже не станет отрицать того факта, что никакая лошадь и ни на какую дистанцию не способна обыграть английского скакуна.

Древняя донская порода происходит от калмыцкой лошади, которая скрещивалась с обыкновенною русскою, кабардинскою, туркменскою, турецкою и др. восточными лошадьми. Продукты этого скрещивания выработали в себе постепенно большую константность, находясь на великолепном подножном корму, при отличных условиях, в степи. К настоящему же времени древняя донская порода в массе значительно изменилась к худшему, от недостатка корма и применения к полевым работам. Можно даже признать, что эта древняя порода иссякла. Уже в 1865 г. от всей породы можно было насчитать только несколько экземпляров.

Нынешние представители этой расы обнаруживают значительную дегенерацию, выраженную в слабом строении, горбатой спине, свислом крупе, больших, мягких копытах, впалых, сонных глазах, обжорстве и расположении к различным болезням.

В конце 60 годов прошлого века в Задонской степи 50%, а ныне может быть 30% находящихся там лошадей представляют собою потомство древней расы. При умелом подборе, из них можно было - бы составить хороший материал для дальнейшего разведения этой породы. Выраженная мысль была отчасти осуществлена в начале XIX века тремя атаманами войска Донского, гр.

М. И. Платовым, Мартыновым и Иловайским. Но выработанный ими тип в свою очередь выродился. Причиною можно считать слишком раннюю случку, а потому молодняк является мелким и слабым.

С 70-х годов прошлого столетия стали пользоваться Английскими производителями, влияние которых лет 10 тому назад уже ясно обнаруживалось, а в настоящее время можно уверенно говорить о существовании „англодонской разновидности". Эта порода узнается по длинной изогнутой шее, сухой легкой голове и по поставу ног, которые сухи, но часто слишком тонки и легки. В русской кавалерии много лошадей этого типа.

К улучшенной донской расе причисляются все табуны, находящиеся в Задонской степи.

В последнее десятилетие число табунов на Дону значительно уменьшилось. Хороших табунов не более 15 или 20. Причина кроется, в том, что арендаторы степных участков засевают большие пространства, или держат на них много рогатого скота и овец.

На Всероссийской выставке в Москве в 1910 г. донские коневоды выставили прекрасную группу лошадей, которой справедливо может гордиться наше отечественное коннозаводство. Мы преклоняемся пред блестящей деятельностью донских коневодов, но не можем не смотреть на „донскую" лошадь иначе как на полукровную Английскую, т. е. как на лучшую пользовательную. Если система вытесняющего скрещивания будет продолжаться и далее (на что надо надеяться), то в скором времени в Области Войска Донского получится почти вполне чистокровная лошадь (pres du sang), созданная в своеобразных условиях русской степи.

По последним данным на Дону имеется 426.342 лош., а у уральских и астраханских казаков до 400.000 гол.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал