Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и основные элементы политич системы общества
В 50 – 60 годы XX века америк социологи в ходе системного анализа полит процессов ввели в научный оборот понятие «политич система». Советские философы и юристы в это же время включили это понятие в структуру исторического материализма – марксистской науки, изучающей закономерности развития и общества. Политич система включает в себя два взаимод явления – государство и гражданское общество. В структуру гражданского общества входят такие его части, как общественные и религиозные организации, полит партии, трудовые коллективы, профсоюзы, СМИ, органы местного самоуправления. Некоторые авторы включают в состав полит системы теневую экономику и организованную преступность. Кроме того, ряд авторов в состав полит системы включают правовые нормы, имеющие политич содержание, политич сознание, корпоративные нормы политич характера, политич обычаи и традиции, политич элиту и ряд других факторов орг–интеллектуал характера. Представляется, что эти факторы было бы точнее отнести к инструментарию политической системы. К собственно политич системе как совокупности самоорганизационно возникших институтов общества, интегрирующих индивид и общественные интересы и потребности справедливее было бы отнести материальные структуры. Очевидно, государство занимает в политической системе ведущее место. Именно государство организует и направляет векторы взаимодействий различных общественных отношений друг с другом и с собой. Такая его позиция вытекает из презумпции, что именно государство объединяет население на своей территории, выражает общие интересы общества, определяет основные направления развития и функционирования общества. С общественными и религиозными организациями государство стремится к сотрудничеству, обеспечивая, таким образом, важнейшие права гражданам на объединение по интересам и свободу совести. Выделяются три основных направления сотрудничества государства с общественными объединениями: 1информирование государством о положении дел в совместных сферах деятельности, и о принимаемых в этой связи государством решениях; 2совместная деятельность в разрешении социально значимых проблем; 3общественные объединения помогают государству в создании наиболее точно отвечающих потребностям населения законов путем изучения общественного мнения. С другой стороны, государство контролирует законность деятельности и доходов общественных отношений. Государство в своей деятельности соучаствует с религиозными организациями в деле морально – нравственного, духовного воздействия на сознание граждан для решения общих гуманистических задач. Важной в политической системе сферой является сотрудничество государства и политических партий. Политическая партия представляет собой особое общественное объединение, спецификой которого является участие в осуществлении государственной власти либо содействие государству в осуществлении власти. Взаимодействия государства и партий происходит по нескольким направлениям: 1партии участвуют в формировании высших органов гос власти; 2партии разрабатывают программы политич и эк развития страны; 3партии представляют интересы различных соц групп; 4многопартийность обеспечивает компромисс между обществом и властью, и позволяет безболезненно разрешать соц конфликты. Государство сотрудничает с профсоюзами – массовыми, общественными организациями работников, основанными на общности трудовых интересов и стремлении улучшить условия жизни и труда работников. Профсоюзы в силу своей многочисленности оказывают заметное влияние как на государство, так и на общество, что и является стимулом к сотрудничеству государства и профсоюзов. Средства массовой информации в политической системе выполняют, по крайней мере, две функции – информационную и идеологическую. Их можно представить в виде идеологического моста между обществом и государством, в этом и заключается их особое место в политической системе. В российском правоведении теневую экономику и организованную преступность не принято считать частью политической системы, однако, как явления, реально оказывающие влияние на полит систему, они существуют, и было бы политич близорукостью не обращать на них внимание. Конечно, государство не может, не должно и не сотрудничает с преступными сообществами. Его задача в этом направлении максимально подавлять все возможные проявления преступных сообществ в обществе. Правительство России в последнее время уделяет серьезное внимание этой проблеме. Хочется надеяться, что последуют столь же серьезные результаты.
|