![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 13. Инновационная и инвестиционная деятельность фирмы. Система финансирования инновационной деятельности состоит из взаимосвязанных элементов и включает:
Система финансирования инновационной деятельности состоит из взаимосвязанных элементов и включает: • источники поступления финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (процесс финансирования); • механизм аккумуляции поступающих средств; • политику (принципы) вложения мобилизационного капитала; • механизм контроля за инвестициями; • механизм возвратности авансированных средств. Финансовое обеспечение инновационной деятельности - это деятельность по привлечению, распределению и использованию капитала, а также по управлению им на рынке рисковых капиталов. Являясь составной частью инновационной сферы, инновационный капитал опосредует каждый этап инновационной деятельности. Наиболее значительными частями совокупного национального капитала, обслуживающего инновационную деятельность, являются государственный капитал, ссудные капиталы, инвестиции в ценные бумаги, венчурный капитал и собственный капитал предприятий. Финансовые ресурсы коммерческого предприятия делят на внутренние и внешние. Основные источники финансовых средств в общем виде разделяют на источники средств долгосрочного и краткосрочного назначения. Финансовый капитал (финансовые средства долгосрочного назначения) коммерческого предприятия разделяют на собственный и заемный капитал. Собственный капитал включает уставный капитал, накопленные предприятием средства, в том числе резервный капитал, а также средства целевого финансирования, поступившие в виде ассигнований, дотаций, благотворительных взносов, пожертвований и др. Уставный капитал состоит из средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств, и его величина фиксируется при регистрации предприятия. Формирование уставного капитала может сопровождаться получением дополнительного источника средств эмиссионного дохода. Он возникает при первичном размещении акций по ценам, превышающим номинал. Накопленный предприятием собственный капитал формируется из трех источников. Основной источник средств - прибыль от производственной и финансовой деятельности, которая накапливается в виде резервного капитала, нераспределенной прибыли и фондов накопления. Второй источник - амортизационные отчисления. Третий источник - средства от увеличения стоимости основного капитала предприятия при переоценке основных фондов. Прибыль - основной источник формирования резервного капитала. Резервный фонд создается для покрытия убытков предприятия, для погашения облигаций и выкупа собственных акций. Резервный капитал не может быть использован для целей потребления, а порядок его формирования регламентируется нормативными и уставными документами. Основная цель образования фонда накопления - приобретение нового основного и оборотного капитала. Добавочный капитал образуется при переоценке основных фондов и других материальных ценностей. К основным источникам заемных средств предприятия относятся: • государственные кредиты, кредиты региональных органов: • долгосрочные кредиты банков; • средства от продажи облигаций и других ценных бумаг; • кредиторская задолженность. Финансовые средства краткосрочного назначения также могут быть как собственными, так и заемными. Собственные средства коммерческого предприятия для покрытия краткосрочных потребностей составляют выручка от реализации и внереализационные доходы, устойчивые пассивы, выручка от реализации имущества. В составе выручки наибольшее значение в отношении направлений использования имеют прибыль и амортизационные отчисления. Использование иных средств ограничено нормативными документами по начислению налогов, выплате заработной платы, оплате счетов и др. Кроме средств от производственной деятельности источниками собственных финансовых ресурсов являются также средства от финансовой деятельности предприятия, Часть этих средств, состоящая из поступлений от размещения акций на первичном рынке, образует финансовый капитал. Другая часть средств, образуемая дивидендами и процентами по ценным бумагам других предприятий и государства, страховых вознаграждений, поступлений с валютных счетов при падении курса рубля и др., может использоваться как источник средств краткосрочного назначения. Основными видами заемных средств краткосрочного назначения являются краткосрочные кредиты банков и коммерческие кредиты, оформленные в виде простых векселей. Банковские кредиты классифицируются по срокам возврата, назначению, уровню риска и др. Наиболее распространенными видами кредитов, предоставляемых банками коммерческим предприятиям являются: контокоррентный, целевой, проектный, ипотечный. В настоящее время кредиты банков под инновационные проекты редко встречаются в отечественной банковской практике. В рамках системы финансирования инновационной деятельности роль банков не должна ограничиваться только прямым кредитованием, предоставлением кредитных ресурсов от имени сторонних инвесторов и другими формами участия. Диверсифицируя свою деятельность, кредитные организации начинают использовать новые для нашей страны виды банковских операций, активнее внедряться в хозяйственную деятельность своих клиентов, в том числе через такую форму финансирования и кредитования обновления производства, как лизинг. Лизинг является видом предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных (собственных или заемных) финансовых средств, когда по договору финансовой аренды лизингодатель обязуется приобрести в собственность у определенного продавца обусловленное договором имущество и предоставить его лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей. В нашей стране имеются большие перспективы для лизинга, особенно в ситуации, когда на повестку дня встает вопрос об активизации инвестиционного процесса, техническом перевооружении и модернизации производства. Основными источниками финансирования инноваций являются: • собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки) и привлеченные средства; • ассигнования из центрального, регионального и местного бюджетов; • иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале; • кредиты, в том числе государственные на возвратной основе, В настоящее время финансирование инноваций коммерческими предприятиями осуществляется в основном за счет собственных источников: амортизации основного капитала, прибыли и резервных фондов. Большинство коммерческих предприятий не может рассчитывать на внешнее финансирование. Ориентация на рынок ино Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка системы стимулирования работников фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долгосрочными интересами фирмы. Система стратегического стимулирования должна создавать мотивационное поле, под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала фирмы в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов фирмы, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности фирмы по выполнению ее миссии в стратегической перспективе. Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы является, по существу, обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главная задача - это раннее обнаружение так называемых «слабых сигналов», предотвращающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику на предотвращение банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние фирмы в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшее время, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии. К локальным относятся цели подчиненного характера, т. е. цели, совокупное достижение которых позволяет реализовать глобальную цель экономической стратегии. Общими требованиями, предъявляемыми к локальным целям, являются следующие: 1. конкретность и измеримость; 2. ориентированность во времени (долгосрочные, среднесрочные, 3. достижимость; 4. взаимоподдержка (непротиворечивость). Таким образом, локальные цели экономической стратегии инициируются внешними и внутренними факторами: детерминантами «национального ромба» и стратегическим потенциалом фирмы. Их совместное влияние позволяет сформировать миссию фирмы, ее производственный профиль и конкурентный статус. Формирование миссии фирмы является важнейшим элементом (целью) экономической стратегии. Миссией принято называть основную общую цель - четко выраженную причину существования фирмы. Формулировка миссии фирмы должна содержать следующие элементы: 1. задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее 2. внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы, задавая ей набор ограничений и условий 3. культура фирмы (т. е. ответы на вопросы, какого типа рабочий Миссия фирмы предопределяет ее производственный профиль, т. е. состав, структуру и качественные характеристики ресурсов, которыми располагает фирма для выпуска товаров (услуг), удовлетворяющих запросы покупателей в обслуживаемых сегментах рынка. Производственный профиль характеризует приспособленность производственного аппарата фирмы к достаточно длительному выпуску определенного набора товаров и услуг. Производственный профиль отражает предельные возможности, ограничивая товарный ассортимент, к изготовлению которого приспосабливается фирма. Это ограничение характеризуется категорией, именуемой широтой производственного профиля, т. е. размером множества продуктов, которое может выпускать фирма без существенных изменений в составе, структуре и качественных характеристиках всех видов ресурсов, которыми располагает фирма. Следует отметить, что широта профиля является одним из важнейших объектов стратегического управления, Чрезмерно узкий профиль, т. е. чрезмерно ограниченный товарный ассортимент, который способна выпускать фирма, с одной стороны, позволяет применять высокопроизводительное оборудование и за счет этого получать положительный эффект масштабов производства. С другой стороны, узкоспециализированная фирма обладает большой инерционностью, она консервативна по отношению к процессу обновления продукции, выводу на рынок новых товаров, проходу по новым сегментам рынка и другим средством поддержания высокого уровня конкурентного преимущества. Чрезмерная широта профиля приводит к необходимости значительного увеличения инвестиций в материально-техническую базу для придания ей свойств внутренней гибкости. В то же время широкий профиль способствует быстрому захвату новых сегментов рынка, обеспечивает маневренность фирмы, ее внешнюю гибкость. Таким образом, экономическая стратегия должна формировать правила и приемы нахождения предпочтительной (оптимальной) широты производственного профиля, применительно к потенциальному уровню нестабильности внешней среды. Другой важнейшей агрегированной локальной целью экономической стратегии является формирование конкурентного статуса фирмы. Отметим, что названные две агрегированные цели (формирование миссии и конкурентного статуса фирмы) взаимосвязаны и противоречивы. Они поддерживают и дополняют друг друга, и если миссия отвечает на вопросы, что и для кого производить, то конкурентный статус фирмы - как производить, какими средствами, чтобы сохранить конкурентное преимущество. Поскольку достижение каждой из агрегированных локальных целей представляет собой сложный, многоступенчатый процесс реализации взаимоувязанной по времени и ресурсам разнообразной деятельности, необходимо выделить детализированные локальные цели экономической стратегии. Эти локальные цели могут иметь имплицитный (т. е. подразумеваемый, невыраженный) и эксплицитный (имеющий открытое выражение) характер. Рассмотрим пример формирования миссии фирмы. Для того чтобы определить, что, сколько и для кого производить, необходимо решить три взаимоувязанные задачи. Во-первых, необходимо выяснить в каких отраслях потребления сложились наиболее благоприятные условия для функционирования фирмы. Во-вторых, необходимо определить, где, у кого, на каких условиях можно будет приобретать требуемые для производства ресурсы. В-третьих, нужно четко представлять себе потенциальную угрозу и благоприятное отношение со стороны многочисленных групп стратегического влияния (начиная от властных структур, кончая обществами защиты животных, любителей пива и т. п. контрактными аудиториями), ожидающие фирму в случае выбора той или иной миссии. Эти цели трудно, а порой и невозможно квантифицировать. Можно лишь подразумевать, что мы учли все «за» и «против», выбрав ту или иную стратегическую зону хозяйствования, зону стратегических ресурсов, оценив степень благоприятствования, влияния той или иной группы, контрактной аудитории и т. д. Поэтому такие детализированные локальные цели будут иметь имплицитный характер. Однако, как только взаимоотношения фирмы с потенциальными потребителями продукции, поставщиками ресурсов и группами влияния приобретут характер конкретных соглашений, т. е. когда они будут выражены категорией рыночных трансакций, эти локальные цели становятся измеримыми, ориентированными во время, достижимыми и взаимно поддерживающими. Исходя из существа и особенностей экономической стратегии, можно выделить следующие этапы формирования экономической стратегии: 1. Анализ нестабильности внешней среды фирмы и выбор стратегического управления, наиболее приемлемого для прогнозируемого 2. Анализ достигнутого уровня конкурентного статуса фирмы и 3. Выбор наиболее эффективных средств достижения стратегических целей за счет усиления стратегического потенциала фирмы и более полного использования благоприятных условий, формируемых детерминантами «национального ромба». 4. Разработка и реализация стратегической программы технического и социального развития фирмы на планируемую перспективу, корректирование ее с учетом анализа обратных связей.
Список рекомендуемой литературы
|