Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 11. Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг
Под стратегией поведения на рынках ценных бумаг (ЦБ) и денег (РД) будем понимать правила и приемы наилучшего размещения денег в ценные бумаги и (или) под проценты, а также получение кредитов. Для одних это стремление к стабильности, т. е. предпочтение отдается относительно скромным, но надежным доходам, другие же идут на значительный риск, если предполагаемый успех сулит значительную прибыль, а кто-то стремится занять место посередине. Среди зарубежных специалистов нет единства в оценке стратегических планов, к тому же накопленный опыт и статистические данные прошлых лет в данной области не всегда можно использовать для принятия правильных решений в наши дни. Поэтому в данном случае будут рассмотрены только те способы формирования финансовой стратегии, которые не вызывают сомнений и которыми свободно владеют очень многие предприниматели в странах с развитыми рыночными отношениями. Охарактеризуем факторы, формирующие стратегию поведения фирмы на рынке ссудного капитала в трех ситуациях (рис. 11.1). Направления взаимодействия фирмы с рынком денег, обусловленные наличием свободных денежных средств, краткосрочных долговых обязательств и возможностью получения быстрого дохода по ним, особых вопросов не вызывают, так как не имеют для предприятия большого значения. Особое внимание заслуживает момент принятия решения фирмой о привлечении заемных средств. Принятие решения фирмой о привлечении заемных средств складывается под влиянием целого ряда факторов как объективного, так и субъективного свойства (рис. 11.2). Состав и механизм влияния объективных факторов обусловливает ситуация, сложившаяся на финансовом рынке, макроклимат в экономике страны и общее состояние деловой активности. Главным образом влияние объективных факторов связывается через установившийся на денежном рынке уровень учетной ставки по денежным ресурсам. С учетом структуры финансового рынка спрос на денежные средства дляфинансирования инвестиций со стороны фирм и государства уравновешивается предложением денежных средств со стороны домашних хозяйств, фирм и корпораций, а также со стороны иностранного капитала. Денежные средства, предоставляемые населением, и иностранный капитал носят постоянный характер, так как денежные средства домашних хозяйств представляют собой сбережения, которые всегда остаются после текущего потребления, а иностранный капитал - вследствие свободного перемещения капитала в наиболее выгодные точки приложения. Сбережения же, представляемые фирмами, носят краткосрочный характер, так как большая часть сбережений фирм принимает форму нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений. Кроме того, на равновесную цену оказывают влияние еще ряд факторов, процентная ставка на ссудный капитал, биржевые котировки ЦБ, посредники (брокеры и инвестиционные дилеры на рынке ценных бумаг, коммерческие банки на рынке денег). При рассмотрении субъективных факторов очень важно определить, к какому типу относится данная фирма. По нашему мнению, тип предприятия определяют следующие признаки: 1. сфера деятельности: промышленность, торговля, финансы, сельское хозяйство, строительство и т. д.; 2. цели функционирования фирмы: • долгосрочное сотрудничество с партнерами и клиентами с • деятельность без особых притязаний на общественное признание и финансовое благополучие; • спекулятивное (скандальное впоследствии) краткосрочное, но 3. методы решения задач при достижении целей функционирования: • взвешенные, максимально обоснованные действия; • интуитивные, с расчетом на везение, действия; • безответственные, вызывающие действия, построенные на При определении потребности в денежных ресурсах, предпринимателю необходимо учитывать следующее: • для какой цели требуются средства и на какой период; • можно ли изыскать необходимые средства в рамках компании • каковы будут затраты при уплате долгов. Вкладывая денежные средства в ценные бумаги, каждый предприниматель стремится получить доход и одновременно подвергается риску. Постоянно меняющаяся рыночная ситуация приводит к тому, что одинаковым доходам может отвечать различная степень риска, и наоборот, при одном и том же риске доходы могут существенно различаться. Поэтому всегда встает вопрос: как, совершая сделки и перераспределяя деньги между различными ценными бумагами, быть в постоянном выигрыше? Конкретного ответа на этот вопрос, конечно же, нет, но существует целый ряд способов, определенный набор правил и ограничений, с помощью которых можно максимально приблизиться к поставленной цели. Перед тем как рассмотреть конкретные ситуации, которые могут возникнуть при вложении денежных средств в ценные бумаги, необходимо вспомнить некоторые их особенности как основные, так и производные. Привлечение денежных ресурсов в сферу бизнеса возможно в виде займов и вкладов. В первом случае деньги даются во временное пользование и подлежат возврату в соответствии с условием договора. Процент за пользование заемными средствами устанавливается заранее и не зависит от последующего уровня доходов производства. Во втором случае вкладчик становится равноправным совладельцем бизнеса, при выигрыше он участвует в распределении прибыли пропорционально своему вкладу, а при убыточности несет потери. Соответственно двум формам привлечения средств предлагаются две основные категории ценных бумаг - облигации и акции. Владелец акций может перепродать их на бирже или на свободном рынке, но только по рыночной стоимости. Эта стоимость мало зависит от той номинальной цены, по которой компания выпускала их в первоначальную продажу. Она может быть значительно выше или ниже в зависимости от двух основных факторов — доходов компании и количества предложений от продавцов других, не менее привлекательных акций. Различают около шести видов акций, основными из которых являются обыкновенные и привилегированные. Необходимо отметить, что почти все ценные бумаги, за исключением обыкновенных акций имеют фиксированные доходы и не зависят от размера прибыли. Поэтому весь эффект от высоких прибылей приходится на владельцев обыкновенных акций. Кроме того, цены обыкновенных акций преуспевающих компаний на рынке ценных бумаг быстро поднимаются под действием ажиотажного спроса, что позволяет иногда получать высокий доход от своевременной их продажи. К тому же, по мнению многих зарубежных специалистов, обыкновенные акции - наиболее надежный вид бумаг в инфляционных ситуациях. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента. Процент по ним выплачивается и при убыточности. Различаются облигации именные и на предъявителя, процентные или беспроцентные, свободно обращающиеся или с ограниченным кругом обращения. Опционные сделки - это молодое и быстро развивающееся направление биржевой торговли, но без которого деятельность на современном рынке ценных бумаг не мыслима, Опционы, как акции, облигации и прочие ценные бумаги, могут использоваться и с долговременными целями, и при краткосрочных спекулятивных операциях. Опцион представляет собой двусторонний договор (контракт) о передаче права (для покупателя - держателя опциона) и обязательства (для продавца - подписчика опциона) купить или продать определенный актив (ценные бумаги, валюту и т. д.) по определенной фиксированной цене (цена-страйк) в заранее согласованный срок или в течение согласованного периода (срок действия опционного контракта). Покупатель контракта выплачивает его продавцу (подписчику) так называемую опционную премию, являющуюся ничем иным, как ценой опциона, продавец же должен предоставить строго определенные гарантии выполнения своих обязательств в виде залога или ценных бумаг. По направлению сделок с базовыми акциями различают три типа опционов: • опцион на покупку (call), означает право на приобретение в • опцион на продажу (put), действует в противоположном направлении, позволяя покупателю сдавать указанные в контракте акции по фиксированной на срок действия контракта цене; • двойной опцион; различают стеллаж и спрэд: • put и call с одинаковой ценой-страйк; • put и call с разными ценами-страйк (цена-страйк у put ниже Спрэд - комбинация call-call или put-put с разными ценами-страйк и/или сроками истечения. Наряду с этим существует еще три принципиально различных вида опционов: • внутренние опционы, имеющие цену-страйк ниже действую • рыночные опционы, имеющие цену-страйк равную или очень • внешний опцион, имеет цену-страйк значительно выше курса Также различают индексные, валютные и фьючерсные опционы. Фьючерс, или фьючерсный контракт - это двусторонний договор, по которому покупатель обязуется принять, а продавец поставить указанное в контракте количество продукции по цене, установленной при заключении сделки на определенную будущую дату. Различают валютные фьючерсы, фьючерсы на бумаги с фиксированными доходами, индексные фьючерсы. Валютные фьючерсы представляют собой контракты на будущий обмен одной валюты на другую по заранее определенному курсу. Фьючерсы на бумаги с фиксированными доходами своеобразный и в профессиональном отношении наиболее ответственный вид фьючерсов. Его предметом являются будущая поставка ценных бумаг с гарантированным фиксированным доходом. Это прежде всего казначейские банкноты и облигации государственного займа. В данном случае инвестор, с одной стороны, имеет нулевую степень риска, а с другой стороны, не может рассчитывать на высокую доходность таких вложений Наряду с этим он получает следующие преимущества: • при общих кризисах и спадах ему гарантированы устойчивые • при достаточно активном, но не стабильном рынке, он застрахован от неожиданных потерь; • ему не нужно тратить время и силы на постоянный контроль Рассматривая вопрос о создании инвестиционного портфеля, (предприниматель должен определить для себя параметры, которыми он будет руководствоваться: 1) выбрать оптимальный тип портфеля. В этом случае возможны два типа портфеля: • портфель, ориентированный на преимущественное получение • портфель, направленный на преимущественный прирост курсовой стоимости входящих в него инвестиционных ценностей. 2) оценить приемлемое для себя сочетание риска и дохода портфеля и соответственно определить удельный вес портфеля ценных бумаг с различными уровнями риска и дохода; 3) определить первоначальный состав портфеля. В зависимости от инвестиционных целей вкладчика возможно формирование портфеля, предлагающего больший или меньший риск; 4) выбрать схему дальнейшего управления портфелем. Возможны следующие варианты: 1. Каждому виду ценной бумаги отводится определенный фиксированный вес в общей корзине, который остается постоянным в течение последнего времени. 2. Инвестор придерживается гибкой шкалы весов ценных бумаг в 3. Инвестор активно использует фьючерсные контракты с индекса Таким образом, при выборе той или иной стратегии необходимо точно определить следующее: 1. Цель: • приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) для получения дивидендов и стабильных доходов; • приобретение ценных бумаг для дальнейшей их перепродажи; • получение доходов от манипуляции производными ценными • повышение или понижение курса ценных бумаг. 3. Способ оплаты: • наличие свободных денежных средств или покупка будет осуществляться в кредит на залоговой основе. 4. Возможность прогнозирования и хорошее знание ситуации, сложившейся на финансовом рынке и рынке ценных бумаг. Также Стратегия снижения трансакционных издержек. Заключается в том, чтобы выработать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных трансакций (соглашений, контрактов, договоров и др.), который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие ничтожности заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке, как в роли эксперта, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др. Стратегия снижения производственных издержек. Ее основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна нарабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей цепочке нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю. Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. В общепринятом понимании инвестиционная стратегия - это стратегия формирования инвестиционного портфеля, т. е. совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, т.е. лицам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности фирмы в собственную материально-техническую базу или товарно-материальные запасы. Поэтому под инвестиционной деятельностью (стратегией) или стратегией инвестиционной деятельности фирмы мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товар Понятие «инвестирование» находится в тесном взаимодействии с понятием «финансирование», так как использование средств предполагает их предварительное образование. Под финансированием понимается представление капитала для формирования имущества и финансовых средств, а под инвестированием - их использование. Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Субъектами инвестиционного процесса являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики, субподрядчики), пользователи инвестиционных объектов, поставщики. Субъектами инвестиционной деятельности являются также банки, страховые, посреднические и другие организации. В коммерческой практике применяются следующие виды инвестиций. Инвестиции по направлениям вложения средств различаются на: • инвестиции в материальные активы (земельные участки, • финансовые инвестиции (ценные бумаги, долевое участие, • инвестиции в нематериальные активы (исследования и разработки, ноу-хау, приобретение лицензий, обучение персонала, Инвестиции в материальные активы принято называть инвестициями в реальные активы, а инвестиции в ценные бумаги — портфельными инвестициями. Эти инвестиции имеют наибольшее значение в экономике. Инвестиции в реальные активы по направлениям использования бывают: • в повышение эффективности; • в расширение производства; • в новое производство; • для удовлетворения требований государственных органов По отношению к росту прибыльности инвестиции подразделяют на пассивные (поддержание производства) и активные (расширение производства). В зависимости от места в инвестиционном процессе различают начальные (нетто) инвестиции и брутто-инвестиции (складываются из нетто-инвестиций и реинвестиций). По характеру инноваций принято различать экстенсивные инвестиции (расширение на прежней технической основе) и интенсивные инвестиции (расширение на новой технической основе). В зависимости от характера участия инвестиции бывают прямыми или непрямыми (осуществляемыми через финансовых посредников), а в зависимости от периода инвестирования краткосрочными и долгосрочными. Форма собственности инвесторов разделяет инвестиции на: • государственные инвестиции; • частные инвестиции российских резидентов; • иностранные инвестиции; • совместные инвестиции (субъектов России и иностранных государств).
|