Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Институциональные особенности современной корпорации
Понятие управленческой корпорации возникло в 30-х гг. прошлого столетия, когда факт отделения управления от собственности стал обычным явлением. Им принято обозначать предприятия, в которых интересы управленцев доминируют над интересами акционеров. Классическим трудом по управленческой корпорации является работа А. Берли и Г. Минза «Современная корпорация и частная собственность» (Berle, Means, 1932). Теории и модели управленческой корпорации стали появляться спустя три десятилетия после указанной пионерной работы; в них помимо идей, восходящих к Берли и Минзу, были использованы идеи Веблена, Шумпетера, Пенроуза, Гэлбрейта и др. Интерес к управленческой корпорации объясняется тем, что современную российскую корпорацию также можно рассматривать в качестве управленческой. В пользу этого есть много свидетельств в литературе (см., в частности, Розанова, 1997, Aghion, Blanchard, Burgess, 1994, Amsden, Kochanowicz, Taylor, 1994). Однако, между российскими управленческими предприятиями - как государственными, так и частными/акционерными — и западными имеются различия. Во-первых, это почти полное отсутствие контроля над менеджментом со стороны акционеров и государства (Goldman, 1994). Во-вторых, тесные взаимосвязи между менеджерами и их прежними покровителями чиновниками, что объясняется тем, что «карьера менеджеров, жизнь и смерть фирмы, налоги, субсидии и кредит, цены и заработная плата, все финансовые " регуляторы", воздействующие на процветание фирмы, зависят скорее от начальства, чем от результатов рыночной деятельности» (Kornai, 1986). В-третьих, высокая степень коррупции и участие в погоне за рентой наряду с государственными чиновниками, политической элитой и организованной преступностью (см., например, Рыбаков, 1997, Симония, 1997, Чешков, 1997). У. Баумоль (Baumol, 1967, 1961) разработал модель большой оли-гополистической фирмы, максимизирующей объем продаж. Основная идея заключается в том, что большое корпоративное предприятие в олигополистических отраслях озабочено более продажами, чем прибылью. Частично это объясняется тем, что выручку от продаж можно измерить объективно, в то время как измерение прибыли зависит во многом от принятых способов расчетов. В модели Баумоля имеются три ограничения. Во-первых, предполагается, что с точки зрения управленческой полезности нет выбора между прибылью и продажами. Во-вторых, переложение части прибылей в расходы, связанные с ростом продаж, может не противоречить максимизации остаточных прибылей. В-третьих, фирма может максимизировать только текущее значение объема продаж при условии более медленных темпов роста. Р. Мэррис (Marris, 1964) описал экономическое поведение предприятия, максимизирующего управленческую полезность. В составе целевой функции менеджмента определяются две «инструментальные переменные»: темпы роста реальных активов и так называемая «норма оценки», которая служит инструментом достижения надежного уровня безопасности от захвата (этот аналитический показатель оценивает степень уравновешенности движения акционерных курсов корпорации, что, по мнению Мэрриса, может гарантировать корпорацию от угрозы захвата). Он нашел точку, в которой предельная норма замещения между ростом и безопасностью равняется предельным издержкам оценки в виде дополнительного роста. Этот результат показывает, что, в отличие от традиционных предположений финансовой и экономической теорий, управленческая фирма не будет заниматься максимизацией стоимости акции. Вместо этого, фирма увеличит рост за счет оценки до тех пор, пока не достигнет оптимального уровня управленческой полезности. О. Уильямсон (Williamson, 1970, 1963, 1964) разработал несколько вариантов своей основной модели, в которых он полагает, что имеется такое отделение собственности от контроля, что менеджеры получают определенную степень свободы действий над распределением корпоративного дохода. Эта свобода действий позволяет максимизировать функцию управленческой полезности с учетом минимальных ограничений на прибыль. Важным выводом модели Уильямсона является то, что менеджеры имеют значительную свободу действий над определенными классами расходов и, вследствие этого, могут воздействовать на свое благосостояние через жалованья менеджеров и через экспансию фирмы в нужных менеджерам направлениях. Ограниченностью модели является то, что она не связывает непосредственно дискреционные расходы с более важными задачами безопасности и роста. К тому же она не учитывает финансовые решения фирмы. Понятие управленческой корпорации (как в широком, так и в узком смысле) имеет к современной России непосредственное отношение, хотя и с известными оговорками. Для определения типичного российского предприятия как управленческого имеются основания. В сущности, российские предприятия были при всем своем своеобразии управленческими и при социализме; таковыми они остались (с другой, однако, спецификой) и после приватизации. Специфика российского управленческого (как государственного, так и частного/акционерного) предприятия проявляется, как минимум, в следующем: • почти полное отсутствие контроля над менеджментом со стороны акционеров и государства; • тесные взаимосвязи между менеджерами и их прежними покровителями-чиновниками; • высокая степень коррупции и участие в погоне за рентой наряду с государственными чиновниками политической элиты и организованной преступностью.
|