Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Фирма как экономическая организация
В неоклассической базовой модели концепция фирмы представлена в следующем контексте: • поиском равновесия в условиях конкуренции и совершенной • гипотезой совершенной рациональности экономических агентов, где основной целью фирм является - максимизация прибыли; • преобладающим значением обменных процессов по сравнению с производственными. В таком контексте, то есть в ситуации совершенной конкуренции и в отсутствие технического прогресса, фирмам нет места. Их основная функция - преобразование ресурсов в продукты (услуги) в наиболее эффективном режиме. Предполагается, что они совершенно компетентны в том, как использовать имеющиеся ресурсы, и приспосабливаются к среде, о которой им необходимо знать лишь цены продуктов и факторов. Их совершенная рациональность осуществляется в условиях полной определенности и в условиях простой и стабильной среды. Таким образом, понятие фирмы сведено к функции производства, механически приспосабливающейся к своей среде. Можно отметить следующие слабости неоклассической теории, отражающие ее схематичность и малую реалистичность, имея в виду реально функционирующие фирмы. 1. Определение фирмы в виде производственной функции предполагает, что фирма - это некая точка в пространстве и во времени 2. В неоклассической теории весьма специфична трактовка факторов производства, в частности, труда. Так в трактовке производственной функции неявным образом присутствует гипотеза симметрии, когда оба производственных фактора трактуются аналогичным образом. Предполагается, что труд не обладает никакой специфичностью, что это такой же товар, как и любой другой товар на рынке. Тем самым в неявном виде " социальные" формы отношений не оказывают никакого влияния на эффективность деятельности. Другими словами, неоклассическая парадигма оставляет за рамками анализа все организационные проблемы, которые так важны в деятельности любой конкретной фирмы. Например, такие факторы, как мотивация работников или контроль их деятельности со стороны менеджеров полностью игнорируются неоклассической парадигмой вне зависимости от форм организации экономической деятельности, будь то частнособственническая или самоуправляемая фирма. 3. Кроме того, в неоклассической модели присутствует в неявном 4. Неоклассическая модель фирмы представляется в виде процесса В таком виде теория фирмы существуют вплоть до 30-х годов, когда появляются первые работы по несовершенной конкуренции, в особенности теория монополистической конкуренции Дж. Робинсон. Центральным вопросом этих работ стало смещение центра рассмотрения от теории равновесия условий производства и распределения материальных благ к изучению поведения и взаимодействий между производителями. Таким образом, фирма становится центральным действующим лицом, по крайней мере, в теории рынков. При этом спектр действий фирмы расширился; она воздействует на цены, прибегая к дифференциации продуктов и разным политикам продаж; реагирует на более сложную среду (в условиях олигополии и в условиях возможного сговора между ними или в условиях монополистической конкуренции). Однако этот расширенный спектр действий основывается все еще на том же принципе совершенной рациональности и полной информированности, и фирма по-прежнему идентифицируется как «черный ящик» механически реагирующий на среду. Парадокс в том, что в этих моделях отсутствует главное действующее лицо - предприниматель. И это понятно; в неоклассическом мире рационального поведения нет места ни инициативе, ни инновациям, как во внутриорганизационном управлении так и в рыночных политиках. Значение предпринимателя в этом контексте связано с тремя его основными функциями: • функцией творчества и инновации (в соответствии с классическим анализом Шумпетера): конкурентоспособная фирма не приспосабливается к своей среде, а пытается изменить ее созданием новых сочетаний технологий, новых рынков, новых форм организации; • функцией приобретения и использования информации, вы • функцией организации и координации производства, когда Таким образом, предприниматель как основное действующее лицо в фирме может быть понят и проанализирован лишь вне рамок базовых гипотез неоклассической модели: • путем перехода от статического равновесия к эволюционному • с учетом неопределенности деятельности несовершенной информации и в связи с ограниченной рациональностью агентов; • с учетом сложности внутреннего строения организации.
|