![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Трансакционная теория. Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж
Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом. Трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами. Коммонс различал три основных вида трансакций: 1. Трансакция сделки - служит для осуществления фактического В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки. 2. Трансакция управления - в ней ключевым является отношение 3. Трансакция рационирования - при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакцию рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента. Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают. Причина возникновения фирм состоит в том, что существование рынка или ценовая координация связаны с определенными издержками. Фирма как альтернативная форма координации позволяет снизить эти издержки. Какие это издержки? В отличие от производственных издержек, определяемых объемом и технологией производства, Коуз относит к этим издержкам следующие: 1. издержки организации производства с помощью ценового механизма, сопряженные с выяснением того, каковы соответствующие цены. Эти издержки могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать такую информацию, но их нельзя устранить совсем; 2. издержки по проведению и заключению контрактов по каждой 3. издержки использования ценового механизма: фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с Во-первых, удается избежать определенных издержек, сопряженных с перезаключением каждого контракта, когда вместо нескольких краткосрочных контрактов заключается один долгосрочный. Во-вторых, участники сделки могут предпочесть долгосрочный контракт краткосрочному в силу определенного отношения к риску и неопределенности, так как ограничения на область возможных действий продавца услуг фигурируют не в контракте, а появляются позднее, в ходе их исполнения, по воле покупателя. Покупатель не знает заранее, какой из возможных способов действия поставщика окажется для него предпочтительным. Поэтому условия предоставления услуг определяются в самых общих чертах, оговариваются лишь границы действий поставщика товаров и услуг, детали же не уточняются и определяются покупателем позже. Поставщику же услуг или товаров может быть вполне безразличным, какой способ действий будет избран покупателем. Таким образом, возникновение фирмы является более вероятным в тех случаях, когда краткосрочные контракты становятся неудовлетворительными. Очевидно, что это важнее в случае поставки услуг труда, чем при покупке товаров. В последнем случае основные вопросы могут быть оговорены заранее. В пределах фирмы сокращаются издержки поиска информации о ценах, исчезает необходимость постоянного перезаключения контрактов, экономические отношения становятся более определенными и устойчивыми. В той мере, в какой механизм администрирования ведет к экономии на трансакционных издержках, «иерархия» вытесняет рынок. Следовательно, ключевыми моментами, лежащими в основе трансакционных издержек, являются неопределенность и проблемы доступа к информации. Возникновение фирм, таким образом, связано существованием рыночных издержек. Почему же административная координация не может быть всеобъемлющей, почему вся экономика не может быть представлена одной большой фирмой? Другими словами, в чем причины, определяющие размеры фирмы? Если с появлением фирмы отпадают определенные издержки и фактически сокращаются издержки производства, почему вообще сохраняются рыночные трансакции? Во-первых, с увеличением размера фирмы может начаться сокращение дохода от предпринимательской функции, то есть может возникнуть уменьшающаяся отдача от управленческого ресурса. Так, фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму. Оптимальные размеры фирмы будут определяться той точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна фирма, после - рынок. Во-вторых, может оказаться, что по мере увеличения количества осуществляемых трансакций предприниматель будет не способен использовать факторы производства с наивысшей выгодой, то есть разместить их в таких точках производства, где они обладают наивысшей ценностью. Опять должна существовать точка, в которой издержки от непроизводительного расходования ресурсов будут равны издержкам сбыта при трансакции обмена на открытом рынке или потерям при организации этой трансакции другим предпринимателем. В-третьих, цена предложения одной или нескольких факторов производства может возрасти из-за того, что у малой фирмы «других» преимуществ больше, чем у крупной фирмы. В целом точка, в которой расширение фирмы прекращается, может определяться совместным действием нескольких из вышеприведенных факторов. Первые два с наибольшей вероятностью соответствуют высказываниям экономистов об «уменьшающейся отдаче от управленческого ресурса». Таким образом, вклад Коуза в теорию фирмы состоит в принятии факта существования трансакционных издержек, и в этом заключается разрыв с неоклассической теорией. Это относится не только к анализу фирмы, но также и к анализу рынка или права, рассматриваемых Коузом в качестве институциональных форм, призванных облегчить трансакции обмена. В этом смысле Коуз является основателем новой институциональной экономики, которую будет развивать дальше О. Уильямсон. В последующие годы трактовка Коузом трансакционных издержек подверглась корректировкам и модификациям. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля - это издержки связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это в свою очередь обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов. В свою очередь при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример -конвейер с обособленными операциями), так что совокупность результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер. Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30-е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных. Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот. В трактовке Д. Норта, - трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов. В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации, и, в частности, в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так, согласно Чангу, максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счете, определяет ее неэффективность. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что трансакционные издержки не заменяют собой, а лишь дополняют традиционно рассматриваемые производственные издержки. В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология включающая шесть типов трансакционных издержек: 1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. 2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения Речь идет только о внутрифирменных издержках ведения переговоров и заключения контрактов. Уровень издержек этого вида зависит, в первую очередь, от специфичности активов, которыми располагают стороны: чем меньше такая специфичность, тем больше возможностей для стандартной контрактации, и тем меньше издержки ведения переговоров. Однако необходимо заметить, что чем большее количество людей участвуют в управлении фирмой, тем, очевидно, выше издержки ведения переговоров. Поэтому в кооперативах участие в управлении непосредственное, эти издержки будут несколько выше средних. 3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь Измерение - это квантификация информации. Фактически никакой товар, предлагаемый на продажу, не свободен от издержек по измерению его свойств. Квантификация предполагает затраты на соответствующую измерительную технику и собственно проведение измерения. Кроме того, приходится принимать меры, имеющие целью обезопасить участников сделки от ошибок измерения, что также требует затрат. Наконец, совершая сделку, необходимо заранее знать возможные потери от этих ошибок. Экономия на издержках измерения обусловила такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. п. Естественно, что издержки измерения растут с повышением требований к их точности. В этом отношении громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. В общем случае сравнительными преимуществами по этому виду издержек обладают кооперативы и акционерные фирмы с участием работников в управлении: кооперативная идеология (свойственная в значительной степени и полукооперативам, каковыми являются акционерные фирмы с участием наемных работников) снижает стимулы к отлыниванию, а, следовательно, и издержки контроля, составной частью которых являются издержки измерения. 4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Сюда входят как государственные, так и частные расходы, связанные с законодательным обеспечением спецификации прав собственности, и расходы на содержание органов защиты прав собственности (суд, арбитраж, адвокатура, милиция и т. д.). «Предполагается, что экономические агенты действуют в соответствии со своими интересами, поэтому соблюдение прав других (как система) возможно тогда, когда структура стимулов, определяемая санкциями за нарушение правового режима, не позволяет нарушать установленные правила» [Шаститко А. Е., 1998, с. 184]. Одним из главных средств экономии на издержках спецификации и защиты прав собственности является идеология, позволяющая зачастую более эффективно, чем формальные институты, обеспечить защиту прав собственности. С другой стороны, расходы на внедрение и поддержание в обществе такой идеологии следует также отнести к такого рода издержкам. Несмотря на то, что издержки спецификации и защиты прав собственности характерны, в первую очередь, для всего общества в целом, не свободны от этих издержек и его специфические институты, в том числе и институты кооперативной собственности. Ситуация, требующая спецификации прав собственности, возникает, например, при совместном владении средствами производства и частном характере присвоения доходов от этих средств. Для анализа этого вида трансакционных издержек необходимо отделить издержки спецификации от издержек защиты прав собственности. Если вторые связаны с числом собственников обратно пропорциональной зависимостью (т. е., чем больше собственников, тем меньше трансакционные издержки обеспечения безопасности собственности от внешних посягательств [см. Шаститко А. Е., 1998, с, 236]), то для первых, в общем случае, наблюдается прямая зависимость между этими издержками и количеством собственников. Скорее всего, наименьшая величина издержек спецификации и защиты прав собственности характерна для институтов коммунальной собственности (для частной собственности характерны высокие издержки обеспечения безопасности, а для государственной — высокая степень размывания прав собственности). В качестве иллюстрации можно привести графическое подтверждение данному тезису. На рис. 4.2 кривая Д (N) - удельные издержки обеспечения безопасности прав собственности от внешних посягательств, а кривая В (N) - удельные издержки спецификации прав собственности (форма и угол наклона обеих кривых произвольны: в общем случае мы не можем сказать ничего определенного ни о том, ни о другом). Точка А на кривой Т (N) (Т = B(N) + Д(И)) иллюстрирует случай частной собственности, точка С — случай государственной и точка Е — коммунальной собственности. Рис. 4.2. Издержки спецификации и издержки защиты прав собственности: АТС - средние трансакционные издержки спецификации и защиты прав собственности в расчете на одного человека; N - количество человек в группе. Из различных форм коммунальной собственности преимуществом в уровне такого рода издержек обладает кооперативная: кооперативная идеология снижает риск оппортунистического поведения, что, в свою очередь, уменьшает издержки спецификации и защиты прав собственности. 5. Издержки оппортунистического поведения. Оппортунизм, по Уильямсону, означает «предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера. Он лежит в основе действительной или мнимой информационной асимметрии, которая существенно осложняет проблемы экономической организации» [Уильямсон О. И., 1996. с. 98]. Уильямсон выделяет ex ante и ах post оппортунистическое поведение. Первое связано с информационной асимметрией до подписания контракта. Классическим примером ex ante оппортунистического поведения является случай рынка подержанных автомобилей, описанный Дж. Акерлофом в классической статье «Рынок " лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм». Продавец подержанного автомобиля, естественно, знает свою машину, в то время как для покупателя в большинстве случаев представляется крайне затруднительным (т. е. издержки получения информации запретительно высоки) определение действительных характеристик подержанного автомобиля. В результате владельцы лучших подержанных машин («слив») вынуждены продавать их по той же цене, по какой продаются худшие автомобили («лимоны») (см. [Акерлоф Дж., 1994]). Действенным способом борьбы с такого рода оппортунистическим поведением является предоставление носителем потенциально недоступной другим сторонам сделки информации некоего залога. Для рынка подержанных автомобилей таким залогом будет предоставление продавцами лучших машин гарантий своим покупателям. В случаях двусторонней асимметрии информации может возникнуть обмен залогами. Ex post оппортунистическое поведение проявляется, в первую очередь, в двух основных формах: в форме отлынивания и вымогательства. Первая характерна для агентских отношений: «Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда — отрицательные стимулы, подталкивающие к " отлыниванию" '. Если информация о действительном поведении агента является дорогостоящей, то тогда в известных границах он может действовать бесконтрольно, следуя своим собственным интересам, не осязательно совпадающим с интересами организации» [Капелюшников Р. И., 1994]. Отлынивание в большей степени характерно для больших групп, где доходы каждого конкретного индивида в меньшей степени зависят от его собственных действий, а издержки контроля высоки (зачастую, запретительно высоки). С другой стороны, отлынивание — это проблема отношений между агентом и принципалом, проблема, информационной асимметрии. Издержки отлынивания, таким образом, прямо пропорциональны размерам фирмы, а также сложности ее структуры управления. Для фирм одинакового размера, но с разными системами собственности издержки отлынивания будут достигать своего максимума при государственной собственности (речь идет, повторимся, только об общем случае: возможны любые исключения). Очевидно, что среди акционерных фирм наименьшие издержки отлынивания характерны для тех, где работники участвуют в управлении. Способами борьбы с отлыниванием могут стать ужесточение контроля за деятельностью агента, создание такой системы стимулов, которая снижала бы его заинтересованность в отлынивании, либо, опять же, залог. Вымогательство возникает в том случае, когда обе стороны обладают специфическими ресурсами, имеющими взаимодополняющий характер. То есть любая из сторон может потребовать увеличения причитающейся ей доли квазиренты на том основании, что без нее другая сторона вообще ничего не получит. Очевидно, что в случае вовлечения обладателей специфических активов в процесс управления фирмой (там, где они являются совладельцами фирмы) трансакционные издержки вымогательства снижаются. Таким образом, некоторым преимуществом в этом виде издержек обладают акционерные общества, в которых работники участвуют в прибыли и управлении, а также кооперативы. 6. Издержки политизации. Под этим термином понимаются трансакционные издержки, возникающие в организации и связанные с самим характером принятия решений внутри организации. Если добровольный характер заключаемой на рынке сделки дает гарантию эффективности принятия решений, то отсутствие такой добровольности внутри организации приводит к дополнительным издержкам. Причем это происходит как в том случае, когда решения принимаются на коллективной основе, так и тогда, когда решения принимаются централизованно, В первом случае возникают издержки коллективного принятия решений. Они состоят из трех элементов: «Во-первых... принятие решения большинством голосов не обеспечивает оптимальных результатов... Во-вторых, сам процесс выработки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств. Эти издержки тем больше, чем многочисленнее и неоднороднее состав участников, т. е. чем сильнее расхождение их интересов... В-третьих, ресурсы растрачиваются при попытках образования коалиций и в ходе их борьбы между собой» [Капелюшников Р. И., 1994]. Издержки коллективного принятия решений прямо пропорциональны числу людей, участвующих в процессе принятия решений. Очевидно, что минимальными эти издержки будут при частной форме собственности, а максимальными — при государственной, кооперативной, а также акционерной с участием работников в управлении фирмой. Издержки влияния возникают из желания рационально действующих индивидов, не участвующих непосредственно в процессе принятия решений, получить выгоды от решений, принимаемых в административной системе. Они складываются из следующих составляющих: «Во-первых, это потери в эффективности из-за искажения информации агентами, которые поставляют ее вышестоящим инстанциям, и которые пытаются таким образом воздействовать на их решения... Во-вторых, это время и усилия, которые тратятся в попытках повлиять с выгодой для себя на решения, принимаемые другими. В-третьих, это затраты, необходимые для предотвращения политизации внутренней жизни, фирмы и сокращения издержек влияния» [Капелюшников Р. И., 1994]. Издержки влияния характерны, в первую очередь, для больших групп с централизованным управлением, где голос каждого члена группы не оказывает серьезного воздействия на принимаемое решение. Величина трансакционных издержек влияния, так же как и некоторых других видов трансакционных издержек (см. ранее), зависит от размера фирмы и сложности ее управленческой структуры. Там, где отношения «принципал — агент» развиты сильнее, выше будут и издержки влияния. Понятно, что своего максимума издержки влияния достигают при государственной форме собственности, а минимума — при частной. Издержки влияния в кооперативах, как правило, не могут быть существенными, поскольку кооперативные фирмы по большей части не настолько велики. Кроме того, так как кооператоры сами управляют своей собственностью, в кооперативах, скорее всего, будет меньше уровень информационной асимметрии между агентами и принципалами. Также снижает издержки влияния и кооперативная идеология. Таблица 2.
|