![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Конкурентный статус фирмы
Существуют различные варианты определения понятия и оценки конкурентного статуса фирмы (КСФ). И.Ансофф трактует понятие конкурентного статуса как позицию фирмы и конкуренции, как своеобразный измеритель положения фирмы на рынке. Конкурентный статус фирмы предполагает: 1. достаточное развитие элементов стратегического потенциала, 2. достаточно благоприятные и используемые фирмой условия Главной проблемой в определении КСФ становится проблема оценки степени достаточности развития стратегического потенциала фирмы и условий внешней среды для создания и поддержания на высоком уровне конкурентного преимущества фирмы. Решив эту проблему, можно говорить об уровне КСФ как степени достаточности предпосылок для создания и поддержания соответствующего уровня КПФ. Сложность рассматриваемой проблемы состоит в том, что по каждому элементу стратегического потенциала должны быть определены параметры ресурсов, которые могут обеспечить достижение целей фирмы в той или иной фазе (этапе) жизненного цикла КПФ. Например, необходимо определить, какие параметры оборудования, методы обработки информации, квалификация и специализация работников, характеристики помещений и т. д., позволяют фирме в фазе зрелости КПФ реализовать конкурентоспособные идеи, выдвинутые персоналом фирмы в области производства и продвижения обновленного товара на рынок, чтобы предотвратить утрату конкурентного преимущества из-за усиления конкурентных позиций соперничающей фирмы. Аналогичные характеристики ресурсов можно определить и по другим элементам стратегического потенциала. Сравнивая значения фактических и требуемых параметров ресурсов, определяют показатели соответствия фактических параметров требуемым по каждому элементу стратегического потенциала, которые сводят в обобщающую оценку с учетом значимости каждого элемента. Такой подход к оценке степени достаточности развития стратегического потенциала основан на потенциальной возможности определения требуемых параметров ресурсов. Вместе с тем в этом состоит главная трудность реализации такой оценки. Преодолеть эту трудность, можно руководствуясь следующими принципиальными положениями: 1. стратегический потенциал фирмы представляет собой систему 2. издержки, связанные с обеспечением каждого элемента СПФ 3. максимизация полезности совокупного СПФ - есть процесс достижения Парето-эффективности, т. е. такого распределения ресурсов между элементами СПФ, при котором невозможно улучшить полезность хотя бы одного элемента СПФ, не уменьшая при этом полезности другого; 4. степень достаточности развития СПФ с учетом ограниченности Определение степени достаточности условий, формируемых детерминантами «национального ромба», задача более сложная. В отличие от условий, формируемых СПФ, условия внешней среды характеризуются большей динамичностью. В каждом детерминанте «национального ромба» постоянно происходят изменения: появляются новые конкуренты, изменяются параметры спроса, возникают и отмирают родственные и поддерживающие отрасли, изменяются параметры общих факторов производства. Поскольку скорость, с которой происходят эти изменения, практически непредсказуема, остается лишь постоянно отслеживать эти изменения, прогнозировать возможность и ожидаемые моменты их появления, увязывая эту деятельность с этапами ЖЦКПФ. На основе постоянной обработки полученной информации экспертным путем определяют, насколько благоприятны внешние условия для достижения максимальных значений уровня КПФ на том или ином этапе его жизненного цикла. Таким образом, уровень конкурентного статуса фирмы, т. е. степень достаточности предпосылок для создания и поддержания требуемого уровня конкурентного преимущества фирмы, зависит от уровня полезности стратегического потенциала фирмы, характера и степени использования условий внешней среды. Теоретические положения, объясняющие конкурентный статус фирмы позволяют сформулировать следующие принципы количественной оценки уровня КСФ: 1. дифференциация оценок по этапам жизненного цикла КПФ; 2. учет значимости каждого детерминанта «национального ромба» в формировании условий КПФ; 3. учет структуры СПФ по его элементам, видам и степени соответствия принципу Парето-эффективности; 4. оценочные показатели, позволяющие анализировать влияние как Обобщающая оценка должна давать некую среднюю из частных показателей. В связи с этим возникает проблема выбора такой средней, которая в наибольшей мере соответствовала бы существу оцениваемого явления. Не вдаваясь в подробности теории средних величин, попытаемся обосновать средние величины рассматриваемого нами случая. По-видимому, не требует доказательства факт непригодности использования средней арифметической величины, поскольку она может быть применена лишь в том случае, когда отклонения от средней различных членов совокупности носят случайный характер и положительные и отрицательные отклонения уравнивают друг друга. Мы не можем принять этой гипотезы для оценок условий, формируемых двумя разными сферами, ибо отрицательные последствия для КПФ, вызванные внутренней сферой, не могут быть уравновешены положительными условиями, формируемыми внешней средой фирмы. Это означает, например, что если фирма не обладает способностью к выдвижению конкурентоспособных идей, то это невозможно компенсировать положительными параметрами спроса на ее продукцию. Количественная оценка КСФ позволяет вести целенаправленный поиск наиболее предпочтительных, вариантов создания и поддержания на всех этапах жизненного цикла КПФ благоприятных предпосылок для высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. Предложенные оценки могут быть ранжированы для определения конкурентных позиций фирмы. Для этого можно воспользоваться градациями, предложенными И. Ансоффом.
|