![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Институциональная природа фирмы
Слово «фирма» относится к числу самых распространенных и популярных в языках разных стран и народов, как достигших достаточно высокого уровня благосостояния, так и тех, которые сознательно решают задачу преодоления экономической отсталости и повышения уровня жизни населения. Это слово употребляется во множестве самых разных практических и просто житейских ситуаций, когда требуется подчеркнуть устойчивый, надежный, высококачественный, влиятельный характер и репутацию деятельности каких-либо участников ситуации. Казалось бы, этот термин и обозначаемые им явления экономической действительности должны быть одним из главных предметов исследования экономической науки. Однако при ознакомлении с трудами основателей теоретической экономии возникает совершенно противоположное впечатление. Ни у А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, ни у К. Маркса и его последователей мы не находим никакого особого внимания к фирмам, которое позволяло бы судить о том, что они признавали важность этого явления и учитывали его в своих выводах. Даже А. Маршалл, один из создателей неоклассической экономической теории, который в явном виде включил организацию в число фундаментальных факторов производства, тем не менее специально не рассматривает фирму как форму организации. И, наконец, такой же пробел мы обнаруживаем, обратившись к западным учебникам по экономической теории, где фирмам посвящены отдельные параграфы. Например, в учебнике К. Макконнелла и С. Брю об этом предмете говорится вскользь в качестве подступа к краткому рассмотрению правовых форм делового предприятия и их преимуществ и недостатков. Такое невнимание оборачивается непониманием того, что фирма, как один из главных экономических институтов, требует создания и соблюдения ряда необходимых условий для своего становления, развития и ускорения в институциональной структуре общества. Поэтому важно выяснить, что же такое фирма, и каков необходимый комплекс условий для ее возникновения. То есть нам придется обратиться к вопросу о том, что лежит в основе возникновения фирмы как особой формы организации хозяйственной деятельности. Для появления фирм три фактора имеют фундаментальное значение: коллективный характер экономической деятельности, частное владение имуществом и очевидная тенденция к корпоратизации экономической деятельности. В силу значительности роли этих факторов в исторических судьбах фирм они заслуживают более детального рассмотрения. В западной экономике различают три основные юридические формы предприятий: индивидуальную, партнерство и акционерную (корпоративную). В индивидуальной фирме предприниматель сам должен осуществлять все функции. Как правило, открывая собственное дело, предприниматель хорошо знает его техническую сторону, но мало сведущ в вопросах управления, бухгалтерии, учета и отчетности, маркетинга, т. е. плохо знает не только правила игры, но и не информирован о соответствующих институтах. Индивидуальная фирма постоянно испытывает трудности с финансированием, особенно из внешних источников, поскольку небольшой остаточный доход не позволяет прибегать к инвестициям из внутренних источников. Банки и другие кредитные учреждения предпочитают не иметь дела с подобными фирмами, что связано с высоким уровнем риска и значительными трансакционными издержками. Партнерство - юридическая форма, при которой для ведения дела добровольно объединяются два или более лиц, несущих неограниченную ответственность по обязательствам, которая распределяется в соответствии с паевым участием каждого владельца. Пучок правомочий распределяется так, что каждый партнер имеет формальное право на реализацию любого из них, но по согласованию с другими партнерами. Эта форма позволяет избежать многих ограничений, присущих индивидуальному предприятию. Функции по управлению фирмой, которые в предыдущей форме выполнял один предприниматель, теперь распределяются среди совладельцев согласно их предпочтениям или возможностям. Другими словами, каждый из совладельцев специализируется на части правомочий, а наиболее важные решения принимаются совместно. Формирование команды происходит на основе неформальных правил, поскольку вырабатывается стереотип поведения. Положительную сторону партнерства составляет и увеличение финансовых ресурсов, что способствует росту фирмы и возможности использовать положительные эффекты масштаба. Акционерное общество (корпорация) - юридическая форма предприятия, существующего как юридическое лицо и принадлежащего группе акционеров. Данная форма имеет явные преимущества перед другими. • ограниченная ответственность акционеров, которые рискуют • обособление управления от собственности, что дает возможность в полной мере использовать профессиональные знания менеджеров и избежать высоких трансакционных издержек при принятии согласованных решений, а также оппортунистического поведения некоторых субъектов; • наиболее эффективная форма привлечения денежного капитала путем выпуска акций и облигаций и др.
|