Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Нестабильность внешней среды и виды стратегического управления фирмой
Ранее нами были рассмотрены факторы внешней (макро- и микро-) среды предприятия. По степени влияния на деятельность предприятия их можно выделить в следующие группы: 1. факторы (параметры) товарных рынков; 2. факторы географического характера; 3. факторы внутреннего для предприятия характера; 4. внешние общественно-политические условия. К первой группе относятся: стратегические неожиданности; потери контроля над внешней средой предприятия; воздействие общества и политических сил на рыночное поведение предприятия; ограничения роста; ограниченность ресурсов. Ко второй группе относятся: удаленность рынков; увеличение разрыва между нагрузками на системы управления и их возможностями. К третьей группе относятся: изменение в кадровом потенциале, участие в принятии стратегических решений; управление на основе власти и влияния. К четвертой группе относятся; новый смысл существования (ее миссия); политическая система. Совокупное действие всех указанных групп факторов формирует тот или иной уровень нестабильности внешней среды и, как следствие, - целесообразность применения на предприятии той или иной системы (вида) управления. Степень нестабильности внешней среды должна оцениваться для того, чтобы при выборе вида управления представлять себе, какого рода перемены ожидают предприятие в будущем. Оценку нестабильности целесообразно проводить на основе шкалы И. Ансоффа. При этом соблюдают следующий порядок оценки: 1. Определяют, какие из условий деятельности предприятия будут, 2. Определяют для выбранных условий уровень привычности события, темп изменений и предсказуемость будущего. Связав эти три характеристики, вычерчивают схему ожидающей предприятие нестабильности. 3. Разделив схему пополам вертикальной чертой, определяют средний уровень нестабильности, увязанный с делением шкалы нестабильности. В зависимости от степени нестабильности могут применяться следующие системы управления: • Управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование). Оценка 2, 5-3, 0. • Управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций). Оценка 3, 0-3, 5. • Управление на основе гибких экспертных решений (ранжирование стратегических задач; управление по «слабым сигналам»; управление в условиях стратегических неожиданностей). Оценка выше 3, 5. Долгосрочное планирование В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста (рис. 13.1). Руководство предприятия обычно исходит из того, что в будущем итоги деятельности улучшатся по сравнению с предыдущими, и договаривается с подчиненными ему управляющими о более высоких показателях, включаемых в долгосрочные перспективные планы производственной деятельности. Типичный результат - постановка оптимистических целей, с которыми не сходятся реальные итоги. На предприятиях, где управление поставлено хорошо, результаты деятельности обычно выше, чем предсказывает экстраполяция, но выглядят они как типичные «зубцы пилы» (рис. 13.1). На тех предприятиях, которые управляются хуже, реальные итоги, выглядят также как «зубцы пилы», только они ниже намеченных целей (рис. 13.2). Стратегическое планирование Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь предприятию достичь своих целей. В процессе стратегического планирования решаются четыре основные задачи. 1. Распределение ресурсов. 2. Адаптация к внешней среде. 3. Внутренняя координация. 4. Организационное стратегическое предвидение. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее должно быть непременно лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методами экстраполяции. Поэтому при стратегическом планировании применяют метод анализа разрывов между целями и достигаемыми результатами (рис. 13.2). В процессе выработки стратегических решений ведут работу по следующим этапам: 1. Анализ перспектив предприятия. Выяснение тех тенденций, 2. Анализ позиций в конкурентной борьбе. Определение того, на 3. Выбор стратегии. Сравнение перспектив предприятия в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии. 4. Анализ путей диверсификации. Оценка недостатков нынешнего Рис. 13.3. Управление путем набора стратегических позиций 5. Постановка задач. Выделяют две группы задач; краткосрочные и стратегические. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения предприятие в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности (доходности). Стратегические программа и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности (доходности). Схема процесса стратегического планирования приведена на рис. 13.3.
|