Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теологический контекст
Здесь вопросы следующего характера: «Что данный автор знал о Боге? Какими были отношения его читателей с Богом? Почитали ли люди Его в то время? Насколько доступным было Писание для автора и его аудитории? Какие другие религии и точки зрения боролись с верой в истинного Бога за сферы влияния?». Важным тут является и следующий вопрос: «На какой стадии формирования Писания был написан изучаемый вами отрывок?». Видите ли, Библия не была спущена с неба как законченное произведение. Потребовались тысячи лет для того, чтобы собрать все ее книги имеете. И все это время Бог открывал авторам все больше и больше. Приходилось ли вам когда-нибудь обедать несколько раз в день, посещая разных друзей? В гостях у первого нас угостили бутербродами. Затем вы шли к другому, и вам предлагали еще какое-то блюдо. Затем вы попадали в дом третьего друга, и там вас снова угощали. И так продолжалось в каждом доме, пока ваш желудок не был заполнен до предела. Нечто подобное происходило и с Библией, только мы называем это «прогрессивным откровением». Бог постепенно приоткрывал истину Своего Слова — до тех пор, пока она не выразилась во всей своей полноте в Иисусе Христе. Поэтому важно определить местонахождение вашего отрывка в общем потоке нарастающей информации Писания. Если вы изучаете историю Ноя в Книге Бытие, то находитесь во времени, предшествующем Десяти Заповедям, Нагорной проповеди и Евангелия от Иоанна 3: 16. На самом деле у Ноя не было и обрывка библейского текста, к которому он мог бы обратиться. Поэтому, когда вы читаете слова «Ной же обрел благодать, пред очами Господа» (Быт. 6: 8), важно определить, что они значат на данном отрезке ветхозаветной истории. Одним из источников, к которому вы, возможно, пожелаете обратиться за помощью при исследовании теологического контекста, служат комментарии. О них я расскажу более подробно в главе 34.
попробуйте вы
В последней главе я рекомендовал вам начать изучение первой и второй глав Книги пророка Даниила. Вы наблюдали контекст и обратили особое внимание на вопросы: «Кто? Что? Когда? Где? Почему? Зачем?». Собранные наблюдения дадут вам необходимую информацию, которая послужит основой для толкования текста. А теперь время перейти к контексту. Так как первая глава Книги пророка Даниила начинает книгу, вам придется вернуться и прочитать двадцать четвертую и двадцать пятую главы Четвертой книги царств, а также тридцать шестую главу Второй книги Паралипоменон, чтобы узнать предшествующий исторический контекст. Затем посмотрите на последние главы Книги пророка Даниила, чтобы увидеть, что следует за этим разделом.
СРАВНЕНИЕ
Все мы знакомы с протестантской Реформацией. Одним из ее основополагающих воззваний было sola scriptura — «только Писание». Писание — наш окончательный авторитет в вопросах веры и практики. Этот принцип привел к коренным изменениям в развитии христианства, предоставив право на личное толкование Писания. Реформация вернула Писание простым людям, издав в печатном виде «Гутенбергскую Библию», перевод на латинский язык (1455), и сделав его доступным. Р. К. Спраул (R. С. Sproul) делает по этому поводу простое, но мудрое замечание: «Личное толкование никогда не подразумевало, что у людей есть право искажать Писание. С правом личного толкования приходит трезвая ответственность точного толкования. Личное толкование дает нам право истолковывать, но не искажать»[7] Как же избежать искажения Божьего Слова? Мы с вами уже рассмотрели два ключа, которые помогают открыть дверь к точному его пониманию: содержание и контекст. Сейчас мы подходим к третьему ключу, который, возможно, является наилучшей «страховкой» против искажения:
|