Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повествование и биография
Повествование означает рассказ, история. В Библии содержится множество разнообразных историй, это одна из причин ее популярности. Например, в Книге Бытие находим описание сотворения мира Богом, историю о Потопе, рассказ о Вавилонской башне, истории о патриархах: Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе. В Книге Исход рассказ продолжается, и подробно описывается выход израильтян из Египта под предводительством Моисея. Книга Руфь повествует о жизни Руфи, прабабушки царя Давида. В Новом Завете четыре Евангелия рассказывают нам историю Иисуса с четырех разных точек зрения. Одна из них продолжается Лукой в Книге Деяния апостолов, как это мы уже видели. Наряду с рассказами об Иисусе, мы находим истории, с которыми Он Сам обращался к Своим последователям (подробнее об этом чуть ниже). Итак, Библия содержит множество историй. Это делает чтение интереснее и, следовательно, способствует толкованию. Что мы можем вынести из историй Библии? Как нам определить их значение и важность? «Нет никакого другого метода, кроме как быть очень умным», — заметил Т. С. Элиот. Возможно, но позвольте предложить три момента, на которые нужно обратить внимание. Во-первых, что такое сюжет? Другими словами, как развиваются события в истории? Развитие событий может быть физическим, как, например, в случае перехода израильтян по Синайскому полуострову в Книге Исход. Оно также может быть духовным, как в случае с Самсоном в Книге Судей или с Ионой в Книге Ионы. Ход повествования может касаться отношений, как в случае с Руфью, или быть политическим, как в Третьей и Четвертой книгах Царств. Вопрос в том, каково развитие событий во времени? Что оказалось в конце книги и почему? Другой необходимый аспект изучения данного жанра — характеристика действующих лиц. Кто представлен среди персонажей? Как они описаны? Какие роли играют? Какие принимают решения? Как они относятся друг к другу и к Богу? Осуществляют ли они прогресс или регресс? Терпят ли они поражение? Если да, то почему? Зачем они помещены в историю? Каким образом они представлены как отдельные личности, а каким — как представители других? Что нам в них нравится, а что нет? Что бы мы делали на их месте? Третий элемент, который необходимо принять во внимание — что в этой истории применимо к жизни? Помните, это один из ключей, который нужно было искать в процессе наблюдения? Это также дверь к пониманию значения, выраженного в данном литературном жанре. Истории Писания показывают нам жизнь с Божьей точки зрения. Итак, мы можем задаться вопросами: «Какие проблемы поднимает эта история? С какими проблемами приходится сталкиваться ее персонажам? Получают ли они уроки, и какие? Нужно ли нам избегать чего-то из того, с чем сталкиваются они? Как они относятся к неизбежностям в своей жизни? Что они узнают о Боге?». В Писании содержится намного больше. Но если вы начнете с подобных вопросов, то пойдете длинным путем к пониманию того, о чем же все-таки свидетельствуют библейские истории. Притчи С Повествованием тесно связана притча и ее «сестра» - аллегория. Притча — это короткая история, иллюстрирующая какой-то моральный принцип. Большинство из притч Писания исходят из уст Иисуса. Взглянув на повествование Матфея, мы даже можем заключить, что притча была Его основным способом наставления (Мф. 13: 34). Причины использования притчей вполне понятны. Притчи просты, увлекательны и хорошо запоминаются. Большинство из них довольно просты для понимания. В них описывается повседневная жизнь, сельское хозяйство, рыбная ловля, путешествие, деньги и человеческое поведение. Притчи способны оказывать сильное влияние. В них речь идет об основных этических принципах, таких как «хорошо и плохо» (о сеятеле, четырех видах почвы и трех видах семени), «любовь и сострадание» (о блудном сыне, о добром самарянине), «справедливость и милость» (о фарисее и мытаре). Поэзия В Библии содержится несколько образцов прекрасных поэтических текстов. Многие из них даже стали лозунгами христианской культуры и общеизвестными крылатыми выражениями: «Господь — Пастырь мой! я ни в чем не буду нуждаться» (Пс. 22: 1); «Бог нам прибежите и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45: 2), «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3: 1); «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое» (Мф. 6: 9). Отличительная черта поэзии в том, что она прежде всего обращается к чувствам и воображению. Поэтому псалмы столь популярны. Они выражают глубинные чувства, желания, восторг и боль человеческого сердца. И все же, изучая библейский стих, убедитесь, что вы понимаете динамику еврейской поэзии. Во-первых, большинство псалмов предназначались для пения, а не для чтения. Они были созданы для прославления, и многие из них включают в себя сведения о том, какой инструмент предпочтительнее для их сопровождения. Хотя данных о том, под какую именно музыку они исполнялись, не сохранилось, нам все равно стоит прислушиваться к их звучанию (и это справедливо для любой поэзии). Одна из основных черт еврейской поэзии — обильное использование «параллелизмов». Если вы, например, посмотрите на псалмы, то увидите, что большинство стихов состоит из двух тезисов, которые дополняют друг друга для передачи общего для них значения. Иногда второе звено будет усиливать значение первого, через повторение его мысли. Например, в Псалме 102: 15 говорится: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет». Иногда оно расширяет мысль, добавляя новую информацию, как в Псалме 31: 2: «Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства!» Бывает, что второй тезис противопоставляется первому альтернативной мыслью: «Блажен человек, который им Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39: 5). Другой ключ к восприятию еврейской поэзии — распознание «гиперболы» (языкового преувеличения), достигающей своей цели через применение средств высокой эмоциональной концентрации. Ранее я цитировал пассаж из Псалма 138. Вот более обширный его контекст: «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (ст. 19-22). Странно находить подобные слова в Библии. Что здесь происходит? Ответ: нужно заметить, о ком говорит Давид — «о нечестивом», о людях, которые проливали кровь, говорили против Бога, употребляли Его имя всуе, всячески нарушали Десять Заповедей и всей своей жизнью демонстрировали, что ненавидят Бога. Такие крайние проявления зла и отступления в Израиле возмущают Давида. Став врагами Бога, они стали врагами Давида. Действуя в рамках ветхозаветного закона, он выражает свое негодование самыми сильными слова ми, которые только может найти. Еще несколько других вопросов толкования, которые стоит принять во внимание, подходя к библейской поэзии: «Кто составил этот материал? Можете ли вы определить почему? Какова центральная теми поэмы? Какие эмоции выражает данный стих, и какую вызывает реакцию? Какие вопросы задаются в тексте? На какие из них даются ответы, а на какие нет? Что эта поэма говорит о Боге? О людях? Какие образы использует автор, чтобы зажечь воображение? Есть ли ссылки на людей, события или места, с которыми вы не знакомы? Если так, то что вы можете найти о них еще где-то в Писании или при помощи вспомогательных источников?».
|