![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативная теория политической системы К. Дойча
Переход развитых стран к информационным технологиям, приведший к массовому внедрению компьютерной техники в различные сферы жизнедеятельности общества, способствовал использованию в анализе социальных систем механистических моделей. Кибернетика отмечала сходство между поведением человека и «поведением» машины. Сходство моделей их пове- дения обусловлено тем, что самоорганизующиеся системы обладают способностью самостоятельно реагировать на информацию, изменяя свое поведение или расположение. Если изменения эффективны и система достигает цели, то часть ее энергии, или внутреннего напряжения, обычно уменьшается. Эффективность действия системы зависит от двух переменных: а) передачи информации и б) механизмов подачи команд, направляющих и контролирующих действия. Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р. 1912). Он рассматривал политическую систему в контексте «коммуникационного подхода», при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляются политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям; о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Следовательно, функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения, предполагающие последующие действия на пути к искомой цели. Поэтому управление К. Дойч уподоблял процессу пилотирования («вождения»): определение курса (например, корабля) на основе информации о его движении в прошлом и местонахождении в настоящее время по отношению к намеченной цели.
11. Понятие и типы политических режимов Политический режим – это категория, которая отвечает на вопрос, как в данном обществе функционирует политическая система и власть. Жан Луи Кермон – совокупность элементов идеологического, институционального, социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период. Политический режим характеризует механизм осуществления политической власти. Изучая режим можно установить, как формируются органы власти. Политический режим показывает, как распространяется власть между социальными группами, политическими организациями, которые осуществляют интересы этих социальных групп. Кто и как контролирует власть. Существует ли связь между политической властью и народом. Политический режим показывает состояние прав и свобод человека. Политический режим показывает, как реализуется принцип разделения властей, существует ли система сдержек и противовесов. Политический режим демонстрирует место и роль политических партий. Политический режим характеризует политический, юридический статус в обществе силовых структур государства. Политический режим представляет роль четвертой власти СМИ. Тоталитаризм Впервые этот термин провозглашает Бенито Муссолини.
Предпосылки тоталитаризма:
В реальной жизни все эти предпосылки соотносятся по-разному. Авторитаризм:
Демократия Под режимом политического плюрализма понимают такое состояние общества, когда существует множество независимых автономных социальных групп, которые борются за власть и влияние.
12. Понятие «политическая культура». Структура и функции политической культуры. Политическая культура – это совокупность стереотипов политического сознания и поведения граждан. Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них: § ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила; § познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки; § оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам; § установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях; § поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях. Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры: § мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах; § гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями; § политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам. Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.
|